3 февраля 2007 года. 15:52

Наталья Хазова, член областной экскурсионно­методической комиссии, директор Дома знаний: "Туризм начинается с любви"

— В последнее время мы, россияне, все больше и больше начинаем вглядываться и влюбляться в свою страну, заново открываем для себя внутренний туризм. Много восстанавливается храмов, сел, исторических центров городов, дворянских усадеб.
За примером далеко ходить не надо: деревню Сизьму за год посещают до 10 тыс. череповчан, в итоге туризм — главная статья доходов бюджета села. А сколько ездит детей и взрослых на родину Бабы Яги, в село Кукобой Ярославской области, и помимо веселой и талантливой программы туристы поражаются величию храма Спаса Нерукотворного, который мог бы украсить не только глубинку, а и столицу. Самый яркий пример — вотчина Деда Мороза в Великом Устюге. Туристы едут к сказочному волшебнику, а заодно с удивлением открывают для себя белокаменный город Устюг, который давным­давно назван Великим и где по сей день сохранилось 28 храмов и такие иконостасы в соборах, что сердце петь начинает от красоты. И таких примеров множество.

Череповчане любят путешествовать — не хватает автобусов, чтобы вывезти горожан в соседние районы и области. А вот потока туристов в Череповец нет. Почему? Мы не любим свой город? Есть позиция части горожан: «Да что у нас смотреть­то?!» Но ведь это далеко не так. В последние годы появились теле­ и радиопередачи, есть книги и статьи, изучают краеведение в школах, но этого мало. Мы настолько рвемся в далекие дали, что порой не можем правильно ответить на вопрос, где находится та или иная улица в городе. Горько понимать, что большин­ство череповчан не знают, в честь кого названа или какому событию посвящена та или иная улица. Есть у нас улицы Вологодская, Ленинградская — это дань географической и исторической принадлежности города к тому или иному центру. Но почему нет Новгородской улицы? Наш город принадлежал Новгородской губернии, и сегодняшний герб Череповца тому подтверждение.

У нас для привлечения туристов есть все: «идеальный» город XIX века, созданный стараниями И.А.Милютина и отлично сохранившийся, есть грандиозные промышленные свершения советской эпохи, есть масштабность построек сегодняшнего дня. Есть чудные усадьбы дворян и мещан конца XIX — начала XX веков, периода, известного как Серебряный век. Готовы многочисленные экскурсии по Череповцу с посещением мест, связанных с именами Верещагиных, Гальских, Милютиных, Игоря Северянина.

Безусловно, многое зависит и от умения подать экскурсию, от опыта «читать» прошлое. С 1999 года в Доме знаний работают курсы профессиональных экскурсоводов. 150 подготовленных специалистов вышли из наших стен — 50 из них в Великом Устюге, а в Череповце из 100 наших выпускников 19 человек имеют сертификаты на право заниматься этой деятельностью. Причем все, кто прошел эти курсы, говорят, что открыли заново для себя и для своей семьи родной и знакомый с детства город.

А что нам мешает стать интересными для туристов?

Сам город прежде всего должен начать позиционировать себя как туристический центр. Пока же Череповец на туристских сайтах — белое пятно. И пока мы это не исправим, ждать пробуждения интереса преждевременно. Понятно, что сравнивать экономики гигантов промышленности и местного туризма некорректно. Но не учитывать поступления в казну города от туризма нельзя — лишних денег не бывает. И ведь не все измеряется рублем. История нам говорит, что «битвы» выигрывают подчас неэкономические, нематериальные факторы — дух народа.

Я видела, как работают в России города и села, развивая туризм, и могу сказать: интерес туристов начинается с любви мест­ных жителей к своей истории, а это и есть патриотизм. Даже у влюбленных дела идут плохо, пока они не скажут друг другу: «Я люблю тебя!» Может, и нам стоит пойти по этому пути и сказать: «Я знаю, ценю и люблю тебя, Череповец! И пусть тебя полюбят твои гости».


№20(21935)
05.02.2007

Источник: Газета «Речь»