2 февраля 2007 года. 08:28

Информационный барьер

В непонятной ситуации оказались многие организации Череповца из­за вступления в действие нового закона «О персональных данных», который отныне запрещает передавать важную информацию о гражданах без их согласия. Как действовать в новых условиях? Ответа на этот вопрос не знают ни в одной из служб, где оперирование данными такого рода доселе было вполне привычным делом.
Новый закон призван защитить те данные, по которым можно идентифицировать личность человека. Это как привычные имя, фамилия и паспортные данные, так и информация о расовой или религиозной принад­лежности. К защищенным данным относятся также сведения о состоянии здоровья и даже о «физиологических особенностях человека, на основании которых можно установить его личность» (в первую очередь это отпечатки пальцев и ДНК). Ко всей информации такого рода должен применяться особый правовой режим работы. Так, распространение личных данных теперь возможно только с разрешения того, кого они непосредственно касаются. То есть, по сути, любая организация, чтобы узнать адрес гражданина через специальное бюро или какую­либо другую организацию, вначале должна заручиться письменным согласием этого гражданина.

Каким образом будет работать этот, самый важный, пункт, никто толком не знает. Так, в череповецкий отдел областного адресного бюро пока не поступало никаких внятных инструкций насчет нового закона. «Точного регламента пока нет, — рассказывает сотрудник бюро Ольга Юлина. — Наше бюро сейчас в основном работает по запросам милиции, прокуратуры и суда, так что, скорее всего, серьезных проблем не будет: в новом законе есть пункт о том, что запросы этих структур могут обрабатываться без письменного согласия граждан». Проблемы могут появиться у тех, кто работает с «гражданскими» базами данных: у коммунальщиков, различных служб социальной защиты и лечебных учреждений. Например, непонятно, как будут разыскивать своих пациентов диспансерные учреждения: если психически больной пациент, например, поменяет адрес, то наводить справки о его новом местонахождении придется теперь только после получения письменного согласия.

Впрочем, в Череповце ситуация еще не критическая, так как многие предприятия ведут свои внутренние базы данных: скажем, некоторые коммунальные службы располагают списками своих клиентов с указанием их адресов и прочими данными. Таким образом они избавлены от необходимости обращаться в какие­либо другие организации, чтобы разыскать, например, злостного неплательщика. В Вологде положение несколько иное: здесь муниципальные предприятия активно пользуются услугами адресного бюро, которое и наводит справки для Пенсионного фонда, милиции, связистов и многих­многих других. Кстати, операторы связи — одна из тех немногих категорий, которые не почувствуют действия нового закона. Скажем, включение данных об абоненте в базы справочной службы уже долгое время ведется только с согласия самого абонента — так велит закон «О связи».

Андрей Ненастьев
№19(21934)
02.02.2007

Источник: Газета «Речь»