2 февраля 2007 года. 08:28

Лечиться даром

Как ни странно, самая гуманная область советской науки и советского общества стремительно превращается в область самую негуманную.
Допустим, водится у вас в кармане зеленая бумажка. К таким бумажкам — почтенье у рта. К другим бумажкам — рецептам, направлениям участковых педиатров и терапевтов — отношение, как говаривал классик советской поэзии В.В.Маяковский, плевое. В результате откроешь Конституцию, которая гарантирует нам бесплатное медицинское обслуживание, — и не верь глазам своим. Стоматология вообще не медицина, поскольку бесплатно вам вырвут зуб разве только в тюрьме. Дальше: я могу купить себе даже довольно дорогое лекарство. И иногда это делаю; недавно вот за пятнадцать таблеток отдал больше семисот рублей и не кашлянул.

Но потом, когда я взглянул на эту же цену глазами уборщицы в школе, глазами кондуктора в автобусе, глазами студента (они же иногда тоже болеют, и иногда даже тяжело)…

Фактически рассчитывать на бесплатное лечение может только смертельно больной человек, к тому же находящийся в последней стадии. А если он может платить — он будет платить. За укол не абы чего, а чего надо, за лечение ожога не абы чем, а тем, чем надо. За вынесенную вовремя утку.

В конце концов, вы пробовали когда­нибудь больничную пищу? Меня удивляет одно: где именно учат так портить вполне пристойные и доброкачественные пищевые продукты?

Ладно, это я так, злоб­ствую. Потому что денег на качественную медицину у государства не хватает. Но я видел места, где она есть. Могу перечислить. Там палата оформлена не как отстойник для умирающих, а как вполне приличная жилая комната. Там есть туалет и душ. Там есть — Боже мой, какая роскошь! — даже телевизор. И ежели вы нажмете на кнопочку рядом с изголовьем, в дверях возникнет воспитанная и нежная медсестра. И никаких тебе «чо надо?» — исключительно «Что за проблемы? Чем могу помочь?». Почему? Да потому что каждая улыбка, каждая пилюля, каждая процедура оплачена, и не из госказны.

И во всем этом есть что­то глубоко неправильное. Когда богач покупает машину лучше моей, когда на нем более приличный, чем на мне, костюм, когда его одеколон рангом выше, а у любовницы длиннее ноги — это нормально.

Но когда человек может умереть оттого, что беден, — это ненормально.

Юрий Сторожев
№19(21934)
02.02.2007

Источник: Газета «Речь»