1 февраля 2007 года. 17:21

«Высшая математика» — от Солженицына

Конец января подарил череповецким любителям музыки и профессионалам замечательный концерт, организованный областной филармонией им. В.Гаврилина. Впервые в области и Череповце выступил удивительный музыкант — Игнат Солженицын (США), средний из трех сыновей писателя Александра Исаевича Солженицына.
В Череповец пианист прибыл после недавнего благотворительного концерта в посольстве Великобритании в Москве, почетным гостем на котором был Его Королев­ское Высочество принц Майкл Кентский. Но как сказал потом Игнат, для него нет разницы, перед кем выступать, — всегда нужно максимально донести до слушателей замысел композитора, играть с полной отдачей душевных сил. И именно такой высокий и серьезный настрой был на этом концерте.

Пианист, конечно, во многом рисковал, предложив нашим зрителям программу из фортепианных сонат Пауля Хиндемита, Сергея Прокофьева и Франца Шуберта (сразу заметим, что они редко звучат и в столичных залах, а в Череповце сонаты Хиндемита и Шуберта были исполнены впервые). Но к чести нашей публики, заполнившей почти весь зал училища искусств, отметим внимательное отношение к этой далеко не простой музыке. Был, правда, под конец небольшой инцидент с говорливой молодежью, из­за которой пианист вынужден был остановиться и сделать замечание. Но что поделаешь — такого рода и уровня концерт в Череповце проходил впервые.

Современные юные зрители привыкли к развлекательным шоу. А тут — «высшая музыкальная математика»! Но Игнат считает, что высокое искусство не должно заигрывать со зрителем, превращаться в «удобоваримый» массовый продукт. «Ведь мы все — ленивые, не хотим думать, а высокое искусство требует работы интеллекта и души». И для тех, кто привык к таким трудам, его концерт стал подлинным откровением, радостью по­знания нового и встречи со столь редким теперь глубоким и серьезным отношением к музыке. Несмотря на сложность музыки, Игнат мастерски «рассказал» ее в звуках, создал увлекательную интригу, державшую публику в напряжении. В трех сонатах он сумел найти разный звук: плотно­добротный у Хиндемита, суховато­отточенно­граненый у Прокофьева, совершенно фантастический в сонате Шуберта — то поющий, как хор, то звучащий скромно, как ранние фортепиано, то прон­зительный, то затаенный…

А после концерта он обстоятельно ответил на все во­просы журналистов, подарил автографы желающим.

Интервью с Игнатом Солженицыным читайте в следующем номере «Речи».

Ольга Владимирова
№18(21933)
01.02.2007

Источник: Газета «Речь»