«Художник» — от слова «рисовать»
Наш корреспондент взял несколько уроков живописи и написал картину
Не буду долго объяснять, как пришла к нему, но в один прекрасный день сформулировала для себя задачу: надо осваивать кисть. Для начала огляделась по сторонам. Дома никаких материалов, кроме обоев, не оказалось. В детстве повозила по ним и красками, и карандашами, и мелками. Правда, школьный преподаватель рисования талант не оценил и упорно ставил «удовлетворительно». Вспомнив об оценках, подумала: нужен учитель. Но искать его в художественной школе постеснялась. Поэтому выбор пал на Центрдетского творчества Дворца металлургов. И студия живописи с радостью встретила вольного художника.
Не стоит думать, что я одна такая припозднившаяся художница. Как мне рассказали позднее работники центра, в студии занималась даже 60летняя бабушка. Творить туда ходят люди разных возрастов: от трехлетних карапузов до студентовзаочников, взрослых мужчин и женщин, желающих творить для себя. И вот первые шаги на пути к моей первой картине сделаны: выхожу из автобуса на «кольце» в Зашекснинском районе, направляюсь к розовому двухэтажному зданию.
Как только зашла в центр, сразу окунулась в атмосферу творчества. Повсюду развешаны картины: птицы, цветы, улицы, города… Признаюсь, смутил возраст художников. Например, картина 12летней Ани Карповой выглядит как творение опытного мастера. «Даааа» — так оценила я свои способности и потенциал.
И вот я в студии. Это просторное помещение, где царит в буквальном смысле художественный беспорядок: повсюду расставлены мольберты, композиции для натюрмортов, гипсовые головы и формы, развешаны маскарадные маски, картины, написанные и маслом, и акварелью… Помогать мне осваивать секреты живописи (громко сказала) выпало Светлане Щепетковой. Светлана окончила художественный факультет череповецкого университета 10 лет назад. За это время Светлана Владимировна стала кандидатом в члены Союза художников. Работы этой милой девушки не раз выставлялись в Доме художника на Советском проспекте. Заметим, студии живописи уже 14 лет, и одиннадцатый год там преподает Светлана Владимировна.
Для начала Светлана спросила у меня, что я хочу получить от уроков. «Научиться рисовать цветы, хотя бы свои любимые тюльпаны», — обозначила я перед собой и педагогом конкретную цель. Поскольку для меня рисование с живой натуры могло оказаться делом накладным, особенно посреди зимы, отправились к коробке с «наглядностями». Тамто я и обнаружила открытку «С праздником 1 Мая!». Какие на ней тюльпаны!!! Кстати, когда я зашла в студию, там проходило занятие младшей группы. В этот раз ребята не рисовали, а развлекались: в конце каждого месяца проводятся чаепития «для сплочения коллектива» — так объяснили мне. Девочки приняли участие в моей «художественной» судьбе, одобрив выбор: интересные блики, оригинальная техника. Так старенькая открытка с изображением пяти тюльпанов стала моим эталоном.
И вот я села за мольберт. Рисовать было решено акварелью. И не стоит думать, что эта техника самая простая. Как мне объяснил мой мастер, в ней можно использовать все основные приемы рисования. Как оказалось, рисуют акварелью на специальной бумаге. Она может быть разной по фактуре: по типу холста, кожи, с эффектом крошки или крупы. Разобравшись с секретами своего листа, я приступила к наброску рисунка карандашом. И здесь оказалось немало секретов. Для начала мы вместе со Светланой визуально расположили все цветы на листе, то есть создали композицию. Не скрою: близость абсолютно белого листа и карандаша в моих руках пугали. Но отступать уже поздно. Переборов страх, делаю движение рукой… Светлана Владимировна спешит на помощь, но не с ластиком в руке, а с предупреждением: «Линии должны быть тонкиетонкие, мягкие, заметные только глазу художника».
Рисовать оказалось так приятно. А тем временем за моей спиной выстроилась «экспертная комиссия» — ученики младшей группы. Решила сделать перерыв, заодно пообщавшись с юными художницами. Одной из них оказалась та Аня Карпова, работами которой я восхитилась. Рисованием девочка занимается уже шестой год. А в будущем Анюта хочет стать дизайнером. «Мне кажется, это очень интересная профессия. Еще я хочу быть похожей на Светлану Владимировну: рисовать так же свободно и легко».
Все основные линии и детали рисунка я выполнила примерно за час. У профессионалов на это уходит менее десяти минут. Чуть было не ринулась раскрашивать цветы, но Светлана меня остановила: «Вначале необходимо сделать фон».
Всем известно, что «аква» значит «вода». Акварель очень любит водичку. Поэтому смочили все краски и мой «холст», а на другом листе Светлана показала несколько упражнений: растяжка, заливка и переход от цвета к цвету. Провести кистью от одного конца листа до другого так, чтобы краска легла ровным тоном, очень сложно: одно неосторожное нажатие на кисть — и потек ручеек. Поупражнявшись, перешла к своему рисунку. Весь тон картины состоял условно из двух цветов: сиреневого вверху и зеленого внизу. Вот и думайте, как сделать так, чтобы переход от одной тональности к другой был незаметен, да еще все тени по ходу рисования нужно соблюдать, такая техника в народе называется «писать в раз». Смешав на палитре необходимые цвета, потому что чистым цветом пользоваться ни в коем случае нельзя, повела кистью. Так, раз за разом, помня о ручейках, контролируя воду, добавляя разные цвета в палитру, двигаюсь к заветной цели: фон закончен. Честно говоря, даже устала. Оценив мои возможности и способности, прикинули, что на работу потребуется не менее пяти занятий. Заметим, при поступлении на художественный факультет у абитуриентов есть всего три часа. Прибрав свое рабочее место, отправилась домой.
Второе занятие всецело посвящено «маленьким радостям букета» — елочке. Тут, как сказала Светлана, надо дать волю кисти руки. Сегодня рисую во время занятия старшей группы. У них по плану изучение построения и рисование головы человека. Светлана Владимировна объясняет, шутливо указывая на возможные ошибки: многие почемуто начинают рисовать голову с ноздри. Я слушаю и «общаюсь» с зеленой краской. Прошло чуть больше часа. Ктото заканчивает контур носа, а я корплю над елочками. Расписаться — самое главное для художника, сказала Светлана. Видимо, расписывалась я весь сегодняшний урок.
Только на третьем уроке начала рисовать листья. У тюльпанов они всегда такие яркие, сочные, болотнотемнозеленые. Такие твердые и невероятно объемные. И как это отразить на бумаге?
А оказалось все просто. Применяешь уже знакомую растяжку цвета, добавляешь упорство и фантазию, просишь удачу побыть хоть чутьчуть на твоей стороне, и вот листочек за листочком вырисовываются. Таким образом семь листочков вышли изпод моей кисти. «Честно признаться, я не ожидала такого! Получается очень даже интересно», — похвалила Светлана. Как я ликовала в этот момент!
Дальше уже более твердой, уверенной походкой вольного художника шла к своей цели. Осталось самое главное: нарисовать, нет, точнее, вырастить цветы. Рука уже знает, что нужно делать, глаз же начал не просто различать цвета, а чувствовать самые плавные переходы. Более полутора часов потребовалось на то, чтобы оживить тюльпаны. Вместе со Светланой, моим дорогим учителем, научившим не просто рисовать, а верить в себя и видеть жизнь ярче, мы добавили последние штрихи, подправили линии, нарисовали стебли.
Любуюсь на свою первую почти настоящую картинку. Мне даже показалось, что я художник не от слова «худо». На самом деле неважно, сколько лет тебе, есть желание — твори.
Моего шедевра ждали буквально всем миром. Все мои друзья и родные хотели увидеть то, ради чего я несколько вечеров ездила из одного конца города в другой. Не буду описывать их реакцию — нескромно получится. Сейчас пять братиковтюльпанов висят над моим комодом в деревянной рамочке за стеклом и напоминают о тех удивительных вечерах, когда я училась рисовать.
Светлана Бойко
№14(21929)
26.01.2007
Сотни многоэтажек в Вологде аварийно отключили от водоснабжения
Причиной стало повреждение водопровода на улице Конева →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
