26 января 2007 года. 07:31

Не комильфо: образ современной России все больше пугает европейцев

За неделю произошло три, казалось бы, не связанных между собой события, каждое из которых, впрочем, может поспособствовать появлению нового «железного занавеса» между Россией и Западом.
Во­первых, в прошлую пятницу обитатели гламурной Рублевки направили в прессу официальное обращение под заголовком «Мы накажем Куршевель», в котором они объявляют бойкот французскому курорту за скандал с миллиардером Михаилом Прохоровым (9 января его задержала французская полиция по подозрению в сутенерстве, но через несколько дней отпустила). Во­вторых, в субботу на сайте газеты «Коммерсантъ» опубликованы «Размышления банкира», в которых Алексей Френкель, недавно арестованный по подозрению в организации убийства Андрея Козлова (первого зампреда ЦБ РФ), рассказывает, как главный банк России обманывает мировое сообщество, делая вид, что успешно борется с отмыванием «грязных денег». И наконец, в понедельник британская Би­би­си показала сразу два фильма, посвященных отравлению Александра Литвиненко: самые страшные кадры сняты в лондонской клинике, где страдающий от лучевой болезни обвиняет перед смертью Россию и ее президента.

Жители Рублевки, привыкшие отдыхать в Куршевеле, пишут о «шоке, от которого они не могут отделаться вот уже который день» после ареста Михаила Прохорова. «Мы действительно объявляем Куршевелю бойкот. Арест Прохорова стал для нас последней каплей, — сообщила автор элитного пресс­релиза Юлия Косован, управляющий директор сети ювелирных бутиков «Космос­Золото». — Многие мои друзья уже сняли бронь в отелях, где планировали отдохнуть на мартовских праздниках, а остальные отказались даже от мыслей о поездке во Францию». По ее словам, русских выживали с курорта уже довольно давно: в отелях наших соотечественников плохо обслуживали, а некоторые местные жители вообще открыто высказывали недовольство размахом русских праздников. «Понимаете, это местечковая зависть. Им, например, не нравилось, что мы пьем дорогое вино, вкус которого далеко не все из клиентов могли оценить, — говорит директор «Космос­Золото» в газете «Коммерсантъ». — Я сама видела, как сомелье дрожащими руками подавал очень хорошее вино по 10 — 15 тысяч евро за бутылку, но отказать нам не мог». По мнению Косован, задержание и намеки на сексуальную нечистоплотность Прохорова стали местью французских властей за нефтяное богатство русских. Кроме обиды за товарища, рублевцев грызет стыд за имидж российской экономики за рубежом. По их мнению, и без того сложные отношения с мировыми партнерами вдвойне осложнятся после скандала с Прохоровым. «Конечно, это сильный удар по нашему реноме, — сказала Косован. — Но мы, как птица Феникс, восстанем из пепла с новыми силами».

Примечательно, что из заметных политиков лишь президент Торгово­промышленной палаты (ТПП) РФ Евгений Примаков открыто заявил, что российские богачи сами портят репутацию своей страны. «Я говорил с несколькими нашими крупными предпринимателями, и они так же возмущены инцидентом в Куршевеле, как и я, потому что это задевает имидж России и настраивает общество против нашего бизнеса, — сказал Примаков. — Как так можно — люди в шахте получают далеко не огромные деньги, а гендиректор (Прохоров — генеральный директор «Норникеля») швыряется ими и привозит с собой на курорт 15 женщин? Никто из ино­странных предпринимателей не позволяет себе такого, как наши разгулявшиеся купчики».

Впрочем, глупая поза рублевцев — это мелкий штрих по сравнению со статьей Алексея Френкеля, разоблачающего перед Западом всю финансовую пирамиду России. Арестованный банкир утверждает, что руководство Центробанка выводит за рубеж миллиарды долларов.

Суть статьи сводится к следующему: ЦБ выбирает банк­жертву и, найдя у кредитной организации нарушения, предлагает собственникам банка «поджечь» его. На банковском сленге это означает провести через него в короткий срок обналичивание очень крупных сумм. В случае отказа в течение нескольких дней у банка отзывается лицензия. Все это якобы происходит на фоне тесного сотрудничества с крупными государственными и иностранными банками, которые помогают ЦБ в выводе средств за рубеж.

Одно из главных обвинений Френкеля в том, что главный банк страны обманывает мировое сообщество, а заодно и россиян, делая вид, что успешно борется с отмыванием «грязных денег». На самом же деле он с этим отмыванием никак не борется, потому что никакого отмывания «грязных денег» в России не совершается. Если в других частях света доходы, полученные от нелегальной деятельности, надо «обелить», чтобы потом была возможность потратить их официально, то в России ничего «обелять» не надо, потому что нелегальные доходы плавно перетекают в нелегальные расходы. Хорошим примером такого перетока, который приводит Френкель, является сфера жилищного строительства. Всем известно, что квартиры у нас покупаются за наличные по цене выше официального прайс­листа, а в договоре купли­продажи жилого помещения указывается сильно заниженная сумма, которая и фигурирует в бухгалтерской и статистической отчетности продавца жилья. То есть владельцу теневых доходов не нужно ничего легализовать, так как он с чемоданом наличных, вырученных от продажи неучтенного бензина или наркотиков, направляется на стройплощадку, где вручает этот чемодан такому же морально нечистоплотному застройщику и тут же получает свои многокомнатные хоромы в монолитно­кирпичном небо­скребе. Понятно, что коммерческий банк в этой схеме расчетов совсем не нужен и даже вреден, потому что взнос наличных на банковский счет только раскрывает реального владельца «грязных» денег, делая его уязвимым для правоохранительных органов. Поэтому, считает Френкель, российские банки не участвуют в легализации теневых доходов, и все атаки против них вызваны двумя причинами. Во­первых, желанием ЦБ РФ угодить мировому сообществу и показать, как в России хорошо борются с преступностью. А во­вторых, желанием того же Центрального банка избавиться от неугодных честных банкиров, которые, например, не хотят «заносить» нужные суммы нужным людям в этом самом Центробанке и выводить за рубеж миллиарды долларов.

Генпрокуратура, конечно же, заявила, что эта статья является «способом защиты» Алексея Френкеля, обвиняемого в организации убийства первого заместителя председателя Центробанка Андрея Козлова. Хотя в радио­эфире станции «Эхо Москвы», в авторской программе Юлии Латыниной «Код доступа» еще неделю назад заявлялось, что если раньше все банковское сообщество занималось отмыванием средств, то теперь им занимаются лишь определенные структуры, которые якобы отбирал лично покойный нынче Андрей Козлов.

Образ отравленного полонием Александра Литвиненко, активно эксплуатируемый западными журналистами и кинематографистами (уже шесть кинокомпаний Голливуда спорят о праве снять фильм о трагической судьбе российского экс­шпиона), дополняет страшилку о современной России. В понедельник британская Би­би­си показала в прам­тайм сразу два фильма на эту тему. В одном из них самые страшные кадры были сняты в лондонской клинике, где страдающий от лучевой болезни Литвиненко провел последние две недели перед смертью. В фильм вошли его предсмертные разговоры с близкими и друзьями, обвинения в адрес Путина, принятие ислама, прежние интервью перебежчика, интервью бывшего сотрудника ФСБ Михаила Трепашкина, отбывающего наказание в колонии под Нижним Тагилом, интервью убитой журналистки Анны Политковской, в которых вновь муссировались версии из книги Литвиненко «ФСБ взрывает Россию». Во всей этой мешанине европейцы вряд ли разберутся, но общее ощущение того, что от России исходит большая потенциальная опасность, она, бесспорно, укрепит.

«По большому счету, европейцам плевать, кто убил Литвиненко — гэбисты, Березовский или Невзлин, — пишет в «Еженедельном журнале» известный теледеятель Николай Сванидзе. — Им это по барабану. Мы для них, как китайцы, на одно лицо. Главное, что все — русские, которые, ошалев от своих подростковых комплексов и ворованных миллиардов, мало того что передрались у всех на глазах посреди маленькой старой Европы, так еще учинили разборку посредством таблицы своего Менделеева! И уверяют, что именно так они встают со своих колен! Пусть встают, пляшут и дерутся, гадят друг на друга химиче­скими элементами и самоутверждаются, как хотят, но только, пожалуйста, как можно дальше от Европы, где нас, как Паниковского, никто не любит. В этом очень тяжело убеждаться и еще тяжелее с этим смириться. Мы можем, конечно, лапануть их за грудки и прямо, нелицеприятно задать вопрос: «Ты меня уважаешь?» Можем довести себя до состояния патриотического транса и, раскачиваясь в такт пружинистым ударам хвоста, повторять, что Россия встает с колен и этого нам никто не готов простить. Можем и уже делаем. Но они, гады, сторонятся нас от этого еще сильнее. Сторонятся, как сума­сшедшие, хоть кол им на голове теши. Наверное, они действительно больные».

Сергей Бегляк
№14(21929)
26.01.2007

Источник: Газета «Речь»