26 января 2007 года. 07:31

Китайская машина вытеснит российскую?

В Поднебесной произвели семь миллионов автомобилей за год, выйдя по этому показателю на третье место в мире
Одна из самых обсуждаемых тем на этой неделе — усиливающийся китайский экспорт. Причем чего угодно, от земляники и рубашек до автомобилей, что вызывает тревогу не только в России, но и в Европе, США. В частности, 2006 год стал важной вехой в развитии автомобильной промышленности КНР. С конвейера Поднебесной сошли семь миллионов автомобилей. Китай вышел на третье место в мире после США и Японии. Мировые автопроизводители были крайне удивлены тем, что Китай обогнал даже Германию. Еще полвека назад китайцы только пускали свой первый автомобильный завод. С конвейера тогда сошел первый в истории Китая грузовик «Цзефан» («Освобождение»). Сегодня завод лидирует в отрасли, ежегодно выпускает по миллиону машин, из которых почти 15 тысяч продает за рубеж. Кроме них в Китае стали производить представительские лимузины «Хунци» («Красное знамя») — гибрид американского «Кадиллака» и советской «Чайки». В настоящее время популярностью у новых китайцев пользуется современная модель «Хунци». Итак, Китай вступил в полосу стремительной моторизации. На рубеже нового тысячелетия в Поднебесной насчитывалось 20 млн. машин. Ныне их более 120 млн. Причем в отличие от соседней Японии, где почти треть продукции автомобильной промышленности идет на экспорт, Поднебесная полагается на внутренний спрос. Пока. Вытеснят ли китайские машины продукцию российского автопрома? Будут ли россияне их покупать? Свое мнение по этому поводу высказывают…

Виктор ВЫДРИН, генеральный директор ООО «Стройметиз»:

— Китайскую машину лично я не куплю. Но и отечественной не отдам предпочтение. Я много лет ездил на «Москвиче­412», потом пересел на 41­ю модель, потом «изъездил» четыре «Нивы». Пересел на японскую автомашину — и другой мне не нужно. Эта машина сделана для человека. Я не беспокоюсь о том, что у нее что­то сломается, застучит, потечет. Что касается угрозы экспансии китайских товаров, в частности автомобилей, то для россий­ского рынка она, на мой взгляд, реальна. Реальна, потому что китай­ские машины по цене ниже, но предлагают сопоставимое качество. Китай спокойно может «задавить» наш автопром. Жаль. Слишком медленно развивается наша отрасль, слишком стремительно китайская.

Наум ЛЕЙДЕРМАН, директор ОАО «Череповецпромвентиляция»:

— В России, на мой взгляд, абсолютно ничего не делается для развития автопромышленной отрасли — ни правительством, ни руководством автопрома. А сам по себе бизнес вряд ли сможет обойтись без поддержки государства. Китайскую машину, я, естественно, куплю, если она по качеству и цене будет более выгодной, чем отечественная. Ну не ездить же на «Жигулях». Наши попытки создать свои модели смешны. Как говорят в народе, полчаса позора — и ты на даче. На мой взгляд, перспективы нашего автопрома надо связывать уже не с созданием своих моделей, а со сборкой машин ведущих мировых производителей.

Анатолий ЮГАНОВ, генеральный директор ЗАО «РСП­Центр»:

— Обязательно вытеснят. Здесь сыграет свою решающую роль соотношение цена — качество. При минимальных гарантиях работы автомобиля в течение двух­трех лет русской модели предпочтут китайскую. Лично я считаю одной из самых надежных машин «Тойоту­Лендкрузер». В немецком «Гелентвагене» я разочаровался. Японские машины более надежны на дороге, на порядок дешевле в эксплуатации. Китайцы производят свои машины на основе базовых моделей ведущих производителей тех же японских «Мицубиси», «Ниссан». И правильно делают. Зачем изобретать велосипед? А наши новые модели, в том числе и внедорожники, — прошлый век. Нам не догнать Китай.

Владимир НАЗАРКОВ, директор ООО ТЭК «Новотранс»:

— На хорошие модели ведущих автопроизводителей в Череповце существует очередь. Я вам влет могу назвать с десяток таких моделей, которые вы не сразу купите: «Хонда­Цивик», «Форд­Фокус», «Тойота»… Очередь, потому что цена у наших дилеров значительно ниже свободной рыночной. Мое отношение к бурному росту китай­ского автопрома двоякое. С одной стороны, жаль, что не россий­ский автопром так бурно развивается. С другой, нельзя не учесть тот факт, что китайцы производят лицензионные автомобили, поэтому их будут покупать в России. Да, китайцы, грубо говоря, «срисовали» модели. Но они показали путь российскому автопрому. Спрос на машины в нашей стране стремительно растет. Но на хорошие машины. И если российский автопром не предпримет должных усилий для развития отрасли, за него это сделает китайский. В принципе, что мешает нам собирать ту же «Тойоту», «Форд­Фокус». Под Санкт­Петербургом собираются строить завод по производству «Тойоты». Но мало собирать, надо бы, чтобы из наших российских комплектующих. Металл для кузова можно производить в Череповце, «Северсталь» могла бы его поставлять. Изготовление резинотехнических изделий, думаю, тоже не проблема. Автомобиль такой сборки вполне можем считать своим. Российскому автопрому ни в коем случае нельзя уступать Китаю.

Татьяна Ковачева
№14(21929)
26.01.2007

Источник: Газета «Речь»