Новый, потому что старый
«Календарь» худрука «Русского Севера» Юрия Цепелева отличается от всех прочих
Работа над программой шла более двух лет. Из стана ансамбля периодически доносились сведения, что постановка вошла в заключительную стадию. Поклонники ждали. Наконец красный день «календаря» наступил: вторым отделением большого концерта к дню культуры Вологодской области объявили «Новый календарь» (в первом выступила прима «Русского Севера» Татьяна Цепелева).
Впрочем, премьерой работа над программой не заканчивается, предполагается постановка второго отделения. Об этом и о многом другом из прошлого, настоящего и будущего новой программы, которая пополнит послужной список государственного ансамбля, мы поговорили с его художественным руководителем Юрием Цепелевым.
— Крупные программы «Русского Севера» традиционно не просто «солянка» номеров, а имеют единую концепцию. Справедливо ли это по отношению к свежей работе ансамбля?
— Да, конечно. Кстати, первая программа «Русского Севера» — «Круглый год», поставленная еще Евгением Павловичем Максимовым, тоже затрагивала тему народного календаря. Само название отчасти раскрывает суть программы. Новым этот календарь мы назвали потому, что он очень отличается от того, что висит у нас на стенке. Захотелось взглянуть глазами художника XXI века на календарнообрядовые вещи. Думаю, это в первую очередь философская работа. Два года ушло на постановку, но быстро такие вещи не делаются, над ними можно и всю жизнь работать. Если опустить наши промежуточные номера и программы, по значимости это третья крупная работа ансамбля после «Русского льна» и «Соборной горки». Отличий «Нового календаря» от более раннего творчества «Русского Севера» очень много, особенно в стилистике. Объяснять их на словах достаточно тяжело, смотреть нужно.
— Слышал, что к работе над постановкой вы привлекли настоящих звезд фольклорного и народного искусства?
— Действительно, несколько композиций написаны московским композитором Сергеем Старостиным. Обращались мы за помощью и к столичным балетмейстерам, художник по костюмам тоже из Москвы. Особо хочу отметить участие Григория Белова. Его неофициальная должность — главный сценограф Москвы. Он уже несколько лет был главным художником Кремлевской елки, Дней Москвы, ставил 60летие Победы на Красной площади. Меня с ним связывает давняя дружба, и, думаю, если бы не это обстоятельство, у «Русского Севера» пригласить такого художника никогда не хватило бы денег.
— Ваши артисты давно городские люди, между тем правильно носить лапти, не говоря уже о песнях и танцах, большое искусство. Как поддерживаете в них форму?
— Артисты «Русского Севера» — люди профессиональные, у большинства из них высшее специальное образование. Приглашали мы и фольклористов узкого профиля. Скажем, консультантом «Нового календаря» был один из самых известных балетмейстеров России Алексей Шилин, который приезжал в Череповец из Москвы и давал специальные мастерклассы по фольклорной хореографии.
— Имеются ли планы относительно проката программы?
— Наверное, мы покажем «Новый календарь» в Москве, где нас всегда принимают очень хорошо. Особенно коллеги: профессионалы и студенты фольклорных факультетов. Также есть проект департамента культуры и областной филармонии относительно гастролей по Вологодчине.
Сергей Виноградов
№13(21928)
25.01.2007
Сотни многоэтажек в Вологде аварийно отключили от водоснабжения
Причиной стало повреждение водопровода на улице Конева →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
