24 января 2007 года. 07:19

В джазе только звезды

Аккомпаниатор Уитни Хьюстон едет в Череповец в составе трио мастеров мирового джаза
Про одного известного джазового пианиста сказали, что в своем деле он скорее ударник, потому что молотит по клавишам только что не кулаком. Фортепиано Даниила Крамера, одного из самых маститых и уважаемых джазовых музыкантов России и мира, вне всяких сомнений, ремонтируется чаще, нежели рояли спокойных и уравновешенных «классиков».

Импровизации, без которых джаз лишается крыльев, требуют полного забвения стоимости инструмента, на котором играешь. Крамер начинал постижение черно­белых клавиш с Моцарта и Чайковского, потому что в середине 70­х ученик музыкальной школы ни с чего иного начинать и не мог. Несколько всесоюзных юношеских конкурсов были выиграны, еще когда Данила­мастер не обзавелся своими знаменитыми пышными усами. К джазу он пришел, обучаясь в Гнесинке. Образование, позже оказавшееся профильным, получилось преимущественно пластиночным. С середины 80­х Даниил Крамер не пропускает ни одного престижного европейского фестиваля, обзаведясь титулом главной надежды советского джаза. Добившись всего в буквальном смысле своими руками, а скорее даже пальцами, в 90­е Крамер занялся педагогикой. Создавал фонды, составлял собственные уникальные программы, учил страну понимать и играть джаз с экрана телевизора.

Компанию Даниилу Крамеру вот уже несколько лет составляет барабанщик Олег Бутман. Да­да, брат того самого саксофониста Игоря Бутмана, отчего­то известного в России больше, чем его музыка. Сегодня братьев, некогда выступавших вместе, разделяет океан. В 1990 году Олег эмигрировал в США. После этого карьера молодого ударника пошла вверх. Знаменитости, которым он аккомпанировал за годы отрыва от родины, хорошо известны любителям джаза.

А имена из послужного списка последнего участника гастролирующего трио, американского контрабасиста Рича Гудса, знают не только любители чего бы то ни было, а почти все население планеты. Уитни Хьюстон и Кристина Агилера выпевали свои хиты под уверенный перебор басиста Гудса.

Доказательств того, что вынесенное на афишу громкое «Звезды мирового джаза» не есть натяжка, выше крыши ГДК «Аммофос», где 12 февраля пройдет единственный концерт упомянутых космических тел. Однако организаторы, среди которых и областная филармония, вовсе не уверены, что трио ждет аншлаг, даже несмотря на сравнительную дешевизну билетов (от 150 до 350 рублей). Джаз в Череповце остается полуподпольным музыкальным направлением, хотя имена Виктории Андреевой, братьев Мельниковых и других видных городских джазистов с каждым годом все чаще появляются на афишах лучших залов Череповца. Лет десять назад в первой музыкальной школе не без посредства преподавателя Геннадия Лысцова, некогда объединившего своих выпускников в коллектив под названием «Вестники джаза», возникло отделение саксофона. А это, согласитесь, шаг к популяризации. Ведь у любимого инструмента предыдущего американского президента настолько же прямая дорожка в джаз, насколько у жалейки или рожка — в русский народный ансамбль. Геннадий Лысцов специально для «Речи» спрогнозировал, что зал ГДК «Аммофос» обязательно должен собраться. На это указывает популярность (зрители сидят друг у друга на головах) ежегодного фестиваля «Джазовая панорама», который состоится в ближайшую субботу в музыкальной школе № 1. «Прийти придут, но могут разочароваться в том, что Бутман не тот, — считает Геннадий Александрович. — Я в Ярославле уже такое наблюдал, когда половина зала пришла на Игоря Бутмана, а на сцену вышел Олег».

Сергей Виноградов
№12(21927)
24.01.2007

Источник: Газета «Речь»