19 января 2007 года. 09:47

Нужны ли Череповцу проходные каналы?

Владлен Александрович Нифонтов в течение девяти лет был заместителем председателя горисполкома по строительству, а затем и главой Череповца — председателем городского исполнительного комитета. По профессии он строитель, поэтому неудивительно, что сейчас, будучи в полном расцвете творческих сил, он продолжает заниматься любимым делом. Он — директор строительной компании «Двина». Но сегодня он выходит на страницы «Речи» не для того, чтобы прорекламировать свое предприятие. Его забота — общегородского характера.
— В начале нашего разговора я хотел бы подчеркнуть, что Череповец — город уникальный, в масштабах России во всяком случае. Я имею в виду то обстоятельство, что мы одними из первых (и к сожалению, одними из последних: на всем Северо­Западе мы — единственные) в нашей стране применили передовую технологию строитель­ства магистральных проходных каналов.

Чтобы неспециалистам было понятно, что это такое, я вкратце об этом расскажу. К каждому дому тянется множество труб и проводов: вода, теплоноситель, газ, электрический кабель, пучок телефонных пар. В 80­е годы мы подсмотрели и оценили уникальную для своего времени революционную идею строительства магистральных проходных каналов. Это сложное инженерное сооружение, но в общем и целом оно представляет собой длинный канал, построенный из двух больших бетонных лотков, положенных один на другой. Вместе они образуют такую квадратную «трубу». Там тепло, светло и сухо, отсут­ствуют так называемая коррозионные токи, которые в несколько раз сокращают срок службы всех сетей. Внутри может пройти ремонтник, пройти в полный рост и обнаружить любую неисправность или просто предпосылку к ней.

Простым и технологичным является любой ремонт. Представьте себе: вы подгоняете автокран, снимаете верхнюю «крышку» и не спеша, в чистоте производите, к примеру, замену труб. А для прокладки оптоволоконного кабеля или других коммуникационных элементов и «крышку» снимать не надо.

Есть и еще одно преимуще­ство. Вы только представьте себе пучок телефонных пар, который обеспечивает связью целый микрорайон. И представьте ситуацию, при которой экскаваторщик при земляных работах перерубает его. Ремонтникам придется соединять провода вручную, по одному, в любую погоду круглые сутки. И добро еще, если в это время никто не умрет из­за отсутствия телефонной связи и невозможности вызвать «cкорую помощь». Конечно, этого не случится, если такой пучок проложен внутри проходного канала.

Я могу вам рассказать о том, как идея их строительства пробивалась и становилась реальностью. Я тогда был заместителем председателя горисполкома, и мы вместе с начальником ПСМО «Череповецгражданстрой» Геннадием Михайловичем Калашниковым посетили несколько городов, где такие каналы уже были проложены. Их было очень мало: Орел, Свердловск, Ульяновск. Осмотрели их и решили: быть по сему.

Собрали большой градостроительный совет; а он тогда дей­ствительно был большим. На нем присутствовали даже секретари горкома партии. Также присутствовали все заместители председателя горисполкома, представители и руководители всех строительных и коммунальных служб и предприятий. Кстати говоря, был на совете и главный на тот момент противник идеи прокладки каналов (дорого же!) главный инженер ЛенНИИПградостроительства Александр Дрогичинский. Но после градостроительного совета он свою точку зрения изменил. Подсчитал все последующие выгоды (а их очень много, особенно если вести застройку не отдельными домами, а целыми микрорайонами, как мы и начали за Шексной) — получилось очень даже рентабельно.

Это наше решение даже обсуждалось на всесоюзном совещании и получило полную поддержку Госстроя; а это очень серьезная была организация. Между прочим, представлял там идею уже сам Дрогичинский как инициативу ЛенНИИПградостроительства и как положительный пример приводил Череповец!

А теперь о том, почему я решил вернуться к тем давним временам и напомнить о них. Все мы видим, что стройка возрождается. Правда, мы строили в свое время по 200 тысяч квадратных метров жилья в год, сейчас недотягиваем и до 100. Но это дело будущего. И вроде бы даже строим правильно; во всяком случае, в 105 и 106 микрорайонах такие магистральные каналы строятся. Однако есть опасения. Есть. Я не хочу приводить конкретные адреса, чтобы не подводить уважаемых людей, но кое­где здания в новых микрорайонах уже возводятся без предварительной прокладки и обустрой­ства магистральных проходных каналов. Это ошибка, которая нам аукнется.

Вот пример, который не со­всем в тему, но это хорошая иллюстрация. Когда­то на улице Комарова при прокладке ливневки немного ошиблись с диаметром труб. В результате что ни ливень — на ней потоп.

Я очень боюсь, что мы при дальнейшей застройке города чуть­чуть сэкономим и потихоньку, незаметно от общественности, откажемся от практики устройства проходных каналов и прокладки в них сетей. Платить за это будут наши дети.

Виталий Каменев, в 1983 — 1990 гг. директор «Теплоэнергии»: — Чтобы не быть голословным, приведу такой пример: в 1990 году все сети в створе ул. Гоголя были проложены под трамвайными путями именно в проходном канале. С тех пор они ни разу не потребовали ремонта! Сравните состояние этого перекрестка с Архангельской, Юбилейной… По­моему, больше объяснять ничего не надо.

Юрий Почекин, с 1987 по 2003 год директор горэлектросвязи: — Дело это великое со всех сторон. Вы же помните, меняется сезон — и Череповец превращается в прифронтовой город: везде раскопки. А вот Зашекснинский район от всего этого был избавлен именно благодаря таким каналам.

Дмитрий Захаров
№9(21924)
19.01.2007

Источник: Газета «Речь»