19 января 2007 года. 09:47

Демонстрация знаний и… ухищрений

В разгаре самый волнительный период в студенческой жизни — сдача экзаменов. В этом году в ЧГУ сессия длится ровно 20 дней (с 8 по 28 января).С 29 января у тех, кто не смог показать свои знания, будет шанс пересдать.
Советский пр., 8, — один из основных корпусов ЧГУ. Побродив по длинным коридорам здания, мы заметили, что студенты готовятся к экзаменам здесь буквально везде: в столовой, в кафе, в свободных аудиториях, на подоконниках и даже в туалетах. «Объяснить это несложно, — усмехается студент 4­го курса филфака ГИ ЧГУ Илья Пивоваров. — В библиотеке сейчас не найти необходимую литературу, поэтому приходится готовиться прямо здесь. При выборе конкретного места подготовки главное — чтобы не мешали. А будет это туалет, подоконник или столовая — не важно».

Впечатления от текущей сессии у всех студентов разные: одни, только что успешно сдавшие очередной экзамен, улыбаются, названивают по мобильному родным и близким, чтобы сообщить радостную весть; другие — те, кто еще ждет своей очереди в коридоре, — нервно листают учебники и тетрадки. «Общего впечатления от сессии сейчас нет, — говорит студентка группы 5­ЭУП­21 Наталья Воропаева. — Оно придет, только когда закончится последний экзамен. А сейчас все впечатления зависят лишь от того, завалил или не завалил студент конкретное испытание. Я, например, еще не сдавала и очень волнуюсь; и впечатление пока одно — сплошные нервы».

Мнение преподавателя. Игорь Птицын, преподаватель кафедры литературы ЧГУ:

— В эту сессию студенты гуманитарного института сдают экзамены намного лучше. Объяснение одно: информации для студентов стало больше. Во­первых, вышли в свет несколько новых учебных пособий. Во­вторых, мы увеличили долю использования электронных ресурсов, что очень облегчило учащимся подготовку.

Наталья Воропаева согласилась посвятить нас в некоторые проблемы, типичные для череповецкого студента. «Самое сложное — допуск, — рассказывает студентка. — Необходим он и ко всей сессии, и к каждому экзамену в отдельности. Если нет допуска к сессии — будут большие проблемы, если к экзамену — тоже придется несладко, ведь тогда допуск придется получать параллельно со сдачей других экзаменов».

Поясним: чтобы получить допуск к экзамену, студент должен набрать определенный рейтинг к концу семестра. По большинству предметов минимальный рейтинг — 35 баллов. Зарабатывается он ответами у доски, выполнением лабораторных, самостоятельных работ и т.д.

Причем при рейтинговой системе получить «автомат» (оценку, выставляемую без сдачи экзамена, только на основании показателей учебы студента в течение семестра) почти нереально: для этого нужно набрать 60 баллов из 60 возможных, и то это будет только тройка!

Еще одна сложность связана с новыми преподавателями. «Никогда не знаешь, как они поведут себя на экзамене, — сетует Наталья, — будут мирно сидеть за столом или кружить по всей аудитории, заглядывая под парты в поисках шпаргалок».

Мнение преподавателя. Говорит Игорь Птицын:

— Рейтинг — это допинг для студенческой дисциплины. Если раньше обычными были случаи, когда студент не ходил на занятия в течение всего семестра, а являлся только на экзамен, то теперь подобное исключено. Рейтинг стимулирует к активной работе на семинарах, к сдаче всех требуемых контрольных и рефератов. Но я бы подумал о пересмотре существующих норм рейтинга. Бывает, что студент не успел проявить себя во время занятий и заработал низкий балл. А на экзамене отвечает блестяще. Увы, оценку отлично ему ставить нельзя.

Различные «профессиональные» ухищрения, выручающие при отсутствии знаний, по­прежнему популярны в среде студентов ЧГУ: мобильники с гарнитурой, «крокодилы», «гармошки» (разновидности шпаргалок), а также использование ошибок в организации конкретного экзамена.

Что касается последнего, то хитрость здесь заключается в следующем. «По одному из предметов материала в семестре было немного, — рассказывает Наталья, — так что билетов вышло всего 11. А это в два раза больше численности группы. И одиннадцать человек сразу зашли в аудиторию сдавать экзамен. Система проста: как только двое студентов сдают экзамен, на их место приходит новый; его выбор невелик — всего два билета, причем про оба ему уже рассказали».

Мнение студентов.

Ольга, 2­й курс: «Ворохи листочков­шпаргалок — это мусор не только в карманах, но и в голове».

Наталья, 5­й курс: «Сдавать со шпаргалками — себе во вред. Преподаватель всегда потом будет относиться к тебе с подозрением, если хотя бы раз уличит».

Людмила, 5­й курс: «Преподаватели хоть и разрешают во время экзамена писать на своих листках, но просят, например, отступить 15 клеточек сверху, чтобы точно знать, что мы не заготовили письменные ответы дома».

Татьяна, 3­й курс: «Сейчас многие сдают экзамены с помощью мобильного телефона: вставляют наушник маленький, а подруга диктует ответы по телефону».

Илья, 3­й курс: «Экзамен по английскому мы сдавали с помощью карманного компьютера — у него есть встроенный переводчик».

Мы зашли в аудиторию, где в тот момент сдавала экзамен группа 5­ЭУП­21. По предложению принимавшего экзамен доцента кафедры теории механизмов и машин ИЭИ ЧГУ Александра Клинова под дружные аплодисменты студентов мы согласились тянуть билет. Посмотрели — и положили на место: «Мгновенный центр скоростей и способы его нахождения», «Движение плоского тела»…

Скоро у студентов будет возможность немного отдохнуть от сессионных волнений — 25 января отмечается Татьянин день, он же День студента. Подготовка к нему в ЧГУ идет уже сейчас. «Мы решили в этот праздничный день подвести некоторые итоги, — рассказывает Эльвира Миронова, зам. директора гуманитарного института по воспитательной работе, — и вручить студентам университета награды (статуэтку святой Татьяны и диплом) в 25 номинациях». В первую очередь побороться предстоит за звания «Лидер студенческого самоуправления» и «Звезда художественной кисти», а также в конкурсе на лучший научный проект. «Но сам праздник начинается не с вечерней церемонии награждения, — говорит Эльвира Геннадьевна, — еще утром мы со студентами идем в Воскресенский собор в память о святой мученице Татьяне».

Михаил Кузнецов, Евгений Моченков
№9(21924)
19.01.2007

Источник: Газета «Речь»