19 января 2007 года. 09:47

Третий лишний: на Украине им оказался Виктор Ющенко после того, как Юлия Тимошенко сменила имидж

На Украине сенсация: Юлия Тимошенко впервые появилась в парламенте без своей фирменной косы, а с распущенными локонами.
«Иногда женщины меняют прически», — скромно сказала она при этом. Однако политический подтекст в изменении имиджа «оранжевой принцессы» стал ясен уже на следующий день, когда Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) под­держал в парламенте премьера Виктора Януковича и его закон о кабинете министров, что помогло наконец преодолеть президентское вето. Вступление в силу этого закона означает коренное изменение политической системы и превращение Украины в парламентскую республику. Практически все рычаги власти в стране теперь переходят в руки премьера Виктора Януковича, а президент Виктор Ющенко уже окончательно превращается в ни на что не влияющую протокольную фигуру.

Новый виток противостояния между президентом и парламентом начался с намерения Виктора Ющенко разрешить продажу в частную собственность украинских сельскохозяйственных угодий. Неделю назад президент издал по этому вопросу указ, который был немедленно опротестован Верховной радой. Теперь глава государства решил обратиться в Конституционный суд с требованием определить, законно ли решение парламента. Однако запрет на продажу украин­ских земель фактически сформировал в Раде антипрезидентскую «пятую колонну». Ведь против рыночного решения Ющенко выступили не только представители пропремьерской парламентской коалиции, но и оппозиционный Блок Юлии Тимошенко, и даже пять депутатов, принадлежащих к фракции Ющенко «Наша Украина». Парламентарии объясняли свое решение тем, что, поступив в продажу, земли могут достаться иностранцам. Причем в первую очередь россиянам, заинтересованным в инвестициях в украинский аграрный сектор. Впрочем, какими бы ни были объяснения, первый явный сигнал о проведении закулисных переговоров между политическими конкурентами Ющенко прозвучал. Стало очевидно: оппозиционер Тимошенко и премьер Янукович намерены вместе играть против главы государства.

Закон о кабинете министров Верховная рада Украины принимала восемь раз. И всякий раз президент Виктор Ющенко накладывал на него вето, возвращая его обратно в парламент. Казалось, что и 12 января, когда Рада вновь собиралась рассмотреть закон, ситуация повторится: для преодоления президентского вето у пропремьерского парламентского большинства не было необходимых двух третей голосов. Однако произошло неожиданное: за принятие закона проголосовали 366 депутатов (необходимо было 300). Дело в том, что к парламентскому большин­ству неожиданно присоединились его доселе самые непримиримые противники из БЮТа (121 голос). В этой ситуации пропрезидентская фракция «Наша Украина» ничего не могла сделать. Ее члены, поняв, что непримиримые до сих пор соперники сговорились, покинули зал заседаний. Но это ни к чему не привело — закон о кабинете министров был принят подавляющим большинством голосов оставшихся в зале народных избранников.

Закон в корне меняет суще­ствующую на Украине систему власти. Ключевой смысл изменений состоит в том, что президент теперь практически полностью теряет возможность влиять на избрание премьера и министров силового блока. Законом преду­смотрено, что президент вносит кандидатуру премьера исходя из предложения парламентского большинства, а в случае невнесения такого предложения в 15­дневный срок большинство само назначает главу правительства. Аналогичная процедура преду­смотрена и при назначении министров обороны и иностранных дел, которые до сих пор входили в президентскую квоту. Кроме того, полномочия кабинета министров теперь начинают действовать уже после принятия присяги двумя третями его членов. Это лишает сторонников президента возможности использовать отсутствие в правительстве хотя бы одного министра для постановки вопроса о признании кабинета несформированным с последу­ющим роспуском парламента.

Наконец, новый закон определяет, что все акты президента скрепляются подписями премьера и министра, ответственного за их выполнение, и могут быть возвращены президенту с указанием причин их неподписания. Это означает, что президент не просто теряет влияние на механизм исполнительной власти — по сути, он вообще перестает быть фигурой, обладающей сколько­нибудь реальной властью. Не удивительно, что сторонники президента сразу же расценили принятие закона о кабинете министров как «антиконституционный переворот» и «узурпацию власти антикризисной коалицией». А Виктор Ющенко заявил, что не подпишет новый закон. Впрочем, теперь и это мало что изменит. По закону если в течение месяца президент не поставит свою подпись под законом, принятым двумя третями голосов в парламенте, то его может подписать спикер, после чего закон вступит в силу. Президент Ющенко, правда, уже пригрозил, что пожалуется в Конституционный суд. Однако в любом случае не позднее чем через месяц закон о кабинете министров начнет действовать.

Преодоление Радой президентского вето, похоже, стало для сторонников президента полной неожиданностью. Ведь накануне этого события между Виктором Ющенко, Виктором Януковичем и спикером Александром Морозом состоялись консультации, после которых было объявлено, что достигнута договоренность о подготовке совместной редакции закона о кабинете министров в соответствии с нормами так называемого «Универсала национального единства». И всего спустя два дня от этой договоренности ничего не осталось: премьер и спикер ее попросту отбросили.

Виктор Янукович назвал утверждение закона «выдающимся событием», заявив: «Впервые за 15 лет независимой Украины кабинет министров получил свои законные права». Действительно, никогда прежде премьер Украины не имел таких полномочий, как теперь. Виктор Янукович становится ключевой фигурой на Украине, и в его руки переходят практически все рычаги власти.

Юлия Тимошенко тоже со­всем недавно клятвенно уверяла народ, что ее блок никогда не проголосует за закон о кабинете министров. И вдруг с новой прической ее как будто подменили. «Фракция проголосовала так для того, чтобы навести порядок и не позорить страну на весь мир внутриполитическими скандалами», — заявила она. Не слишком убедительное объяснение. Как, впрочем, и объяснение сторонников президента Ющенко, что БЮТ, дескать, «продался» правящей коалиции за принятие закона об оппозиции. На самом деле Юлия Тимошенко, видимо, понимает, что в нынешнем составе Рады возможности для маневра у нее ограничены. Поэтому ее цель — новые выборы, с помощью которых она мечтает получить большинство в парламенте и пост премьера. «Мы видим абсолютно нескоординированную работу провластной коалиции в парламенте, между членами которой возникают противоречия при рассмотрении каждого законопроекта. Именно поэтому мне бы хотелось, чтобы страна имела другой парламент», — заявила лидер БЮТа в минувший четверг, за день до голосования по закону о кабинете министров.

К роспуску Рады «оранжевая принцесса» стала подталкивать президента Ющенко сразу после провала переговоров о создании демократической коалиции и формирования нынешнего правительства Виктора Януковича. Но до сих пор президент не решался на такой радикальный шаг, понимая, что на новых выборах рассчитывать ему не на что и почти все голоса демократического лагеря соберет Юлия Тимошенко.

Осмелится ли сейчас Ющенко распустить парламент — это большой вопрос. Порой кажется, что на Майдане президент оставил всю свою решительность. А может, и не было у этого политика никакой энергетики, и два года назад всю «оранжевую революцию» взбаламутила одна лишь Юлия Тимошенко? Сегодня же, по мнению аналитиков, Ющенко уже бесповоротно упустил инициативу. Даже его обращение в Конституционный суд по поводу политреформы и закона о правительстве может привести его к полному политическому краху. Все же, в конце концов, помнят, что решение о политреформе принималось в свое время пакетом, одним из пунктов которого было признание неконституционного переголосования второго тура президентских выборов, благодаря которому Ющенко и стал президентом. Этот пункт в случае попыток поставить под вопрос политреформу также будет оспорен.

В целом же весь этот политический бардак выглядит абсолютно непонятным для парт­неров Украины на Западе. По этому поводу экс­спикер Рады Владимир Литвин сказал: «Им лучше не знать, как делаются украинская колбаса и украинская политика».

Сергей Бегляк
№9(21924)
19.01.2007

Источник: Газета «Речь»