Туристическая перестройка
Переделом туристического рынка грозит принятие нового закона, призванного защитить россиян от нерадивых турфирм.
В среду Госдума приняла закон «Об основах туристической деятельности». Этот документ в течение всего периода работы над ним вызывал много споров. Главное нововведение, по поводу которого возникли разногласия, заключается в том, что для осуществления туроператорской деятельности компании должны иметь банковские гарантии или договоры страховой ответственности. Размер такого финансового обеспечения составляет 10 млн. руб. для туроператоров, занимающихся международным туризмом, столько же — для работающих одновременно в сфере внутреннего и международного туризма, полмиллиона рублей — для операторов, осуществляющих деятельность только во внутренней сфере. (Размер гарантии будет равен 10 млн. руб. после 1 июня 2008 г. До этой даты введен переходный период, в течение которого сумма составит 5 млн. руб.)
Мнения многих специалистов сводятся к тому, что новый закон повлечет за собой монополизацию туристического рынка и удорожание стоимости услуг, но обеспечит защиту прав потребителей.
Мы попросили дать свою оценку закону Константина Озерова, зам. председателя правления череповецкой ассоциации туризма:
— В целом я к данной инициативе отношусь положительно — за исключением нескольких «но». Ни для кого не секрет, что лоббировали этот закон самые крупные туристические компании. Принятые суммы фингарантий слишком большие, далеко не все туроператоры их потянут, в результате на рынке останутся только самые крупные. И уже сейчас можно сказать точно, что новые компании образоваться просто не смогут. На мой взгляд, следовало пойти по пути Запада, где сумма этой гарантии соизмерима с оборотом компании. Почему две компании, одна из которых отправляет в сто раз меньше туристов, чем другая, должны иметь одинаковые финансовые гарантии?
Было бы приемлемо, если бы эти суммы равнялись двум процентам от годового оборота. У большой компании эти два процента будут равны даже не 10 млн. рублей, а много большей сумме. Это что касается туроператоров. Но по цепной реакции закон затронет и турагентства.
Еще осенью многие туроператоры объявили: мы будем сокращать число региональных агентств, с которыми сотрудничаем, в разы. В частности, одна из самых крупных компаний заявила, что перезаключит договоры только с одной тысячью агентств из прежних шести тысяч. Дело в том, что операторам тоже нужны гарантии со стороны агентств: случаи невыполнения обязательств далеко нередки. Какие могут быть гарантии? Долговременное сотрудничество и стабильные большие обороты. Какой смысл оператору перезаключать договоры со всеми шестью тысячами агентств, если 95 % его оборотов делает одна тысяча? Затраты оператора снизятся в разы, а доходы только на пять процентов. Поэтому массе региональных агентств придется свою работу свернуть. У нас в городе больше 50 агентств — думаю, закроются не меньше 30ти.
Что касается цен, то я склоняюсь к тому мнению, что они не изменятся. А вот степень надежности работы компаний повысится, потому что произойдет отбор среди туроператоров и — главное — среди турагентств. Не будет тех мелких, сомнительных фирм, которые не могут обеспечить качество услуг. Для туристов это плюс.
Татьяна Тихонова
№9(21924)
19.01.2007
Сотни многоэтажек в Вологде аварийно отключили от водоснабжения
Причиной стало повреждение водопровода на улице Конева →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
