В армию без повестки: госдума планирует принять закон, отменяющий повестки в военкомат
Более 20 череповчан осуждены в минувшем году за уклонение от прохождения военной службы. Новый законопроект, направленный на усиление борьбы с уклонистами, может изменить это число.
Возраст, считающийся лучшим периодом жизни, от 18 до 27 лет, для убежденных противников армейской службы теряет свою главную прелесть — свободу. Основное их воспоминание об этом времени — бега. Скрываться от военкомата, превращаться в тень два раза в год, во время призывных кампаний, их вынуждает нежелание быть солдатом. И позволяет законодательство. Уклонение от службы, по сути, только тогда становится преступлением, когда в том «расписался» сам уклонист. В простой бумажке — повестке — может содержаться как «погибель», так и спасение призывника. Пока не получил повестку лично в руки и не поставил свою подпись — он не извещен. Раз не извещен — не знает, раз не знает — сознательности в его действиях нет. А значит, они не являются уклонением в юридическом смысле слова.
Успешно избегать личной встречи с этой бумажкой можно годами — вплоть до 27 лет. Но удается не всем. В прошлом году, по данным городского суда, в отношении уклонистов был вынесен 21 приговор — все обвинительные. Одно дело было прекращено. Оправдаться, если дело дошло до суда, очень сложно. К уголовной ответственности по этой статье привлекают только в крайнем случае — сначала «нянчатся». И если уж привлекли — значит, все серьезно. В период последней призывной кампании, по словам и.о. военкома Череповца Константина Верменичева, в отношении порядка 22 — 24 человек направлены дела в суд.
— То, что уклонение от службы в армии является нашей бедой, — это факт. Призывники, объясняя причины неявки в военкомат, упорствуют: меня не извещали, я не получал повестки. Я знаю это и по своей судейской деятельности. Часто даже по судебным повесткам не являются: мол, не получал, — говорит председатель череповецкого городского суда Виталий Зайцев. — Сослаться на «я не знал» проще всего. Но если прошел медкомиссию, если сказали, что годен, что должен являться… Должна быть у призывника, наверно, какаято личная ответственность, должен интересоваться, берут или не берут. Гдето, конечно, и почта виновата. Бывает, когда мы рассматриваем жалобы по поводу неявки призывника, выясняется, что тот действительно не был должным образом извещен.
Госдума планирует будущей весной принять закон, который должен облегчить военкоматам выполнение призывного плана. Сейчас проект закона разрабатывается. Суть его заключается в том, чтобы отменить повестки в военкоматы и тем самым лишить призывника возможности сослаться на «незнание». Каждый молодой человек, достигнув призывного возраста, будет обязан добровольно явиться в военкомат для постановки на учет. Представителям военкоматов не придется бегать за уклонистами, хитроумными способами (вроде подставных девушек) заставлять их открыть дверь квартиры. Вся ответственность будет возложена на самих призывников: не появился в военкомате вовремя — автоматически попадает в разряд уклонистов.
Виталий Зайцев с данным законопроектом незнаком, поэтому давать оценку инициативе депутатов не берется. Но предполагает, что, если закон будет принят, работа судей в какойто мере упростится: им не придется разбираться в жалобах, выясняя причины неявки призывников в военкомат.
Уголовных же разбирательств, теоретически, должно прибавиться — судя по настроениям «убежденных», для которых сесть на скамью подсудимых меньшее зло, чем оказаться в казарме. Правда, военком Вологодской области Валерий Варшавский считает, что такие настроения уходят в прошлое:
— Многие из скрывавшихся призывников, которых мы разыскиваем и отправляем служить, потом нам спасибо говорят. Сейчас формируется другое отношение к армии. Когдато жалели призывников, уклонисты свое звание несли с гордостью, а теперь общество не воспринимает тех, кто не служил. Поняли, что армия — это школа мужества, товарищества. И бизнесмены, предприниматели предпочитают брать на работу тех, кто прошел эту школу. Даже матери часто приходят к нам и просят забрать сына в армию. Или жильцы звонят: заберите, мол, соседа, он круглыми сутками шумит, всему дому жить мешает. В армии не только дедовщина. Вообще «дедовщина» — это хорошее слово: дед, аксакал... Дед никогда плохому не учил. То, что называют «дедовщиной», — это хулиганы в погонах. Они были, есть и будут всегда, как и на гражданке.
За уклонение от прохождения военной службы городской суд назначает наказание в виде условного лишения свободы сроком до двух лет либо (и чаще всего) штрафа. Наличие обязательства уплаты штрафа не запрещает забрать призывника в армию, правда, попадает он не в лучшие войска.
Татьяна Тихонова
№8(21923)
18.01.2007
Сотни многоэтажек в Вологде аварийно отключили от водоснабжения
Причиной стало повреждение водопровода на улице Конева →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
