15 января 2007 года. 08:45

«Тогда мы идем в суд»

Совет территориального общественного самоуправления (ТОС) вынес на обсуждение рабочей группы депутатов городской Думы в качестве законодательной инициативы 9 поправок к положению о ТОСе. В минувший четверг по всем пунктам ТОСу было отказано. Почему?
Это первый серьезный диалог между властью и ТОСом. Объясним суть законодательной инициативы, с которой ТОС пришел в Думу. Но прежде напомним: границы первого и единственного в Череповце ТОСа «укладываются» в границы дома по ул. М. Горького, 22 (здание находится между кинотеатром «Комсомолец» и вещевым рынком). Именно эти границы и стали предметом спора между властью и жильцами дома № 22. Позиция ТОСа: территория самоуправления должна быть неделимым целым. По логике, в нее должны входить как квартиры жильцов, так и магазины, офисы, кафе, расположенные на первом этаже.

Власть заняла прямо противоположную позицию. Магазины — нежилые помещения, в ТОС входить не должны. В итоге депутаты вынесли отрицательный «вердикт» в отношении инициативы. Как результат, от дома № 22 «отрезали» фундамент вместе с первым этажом, сам ТОС «повис в воздухе».

— Я не понимаю, почему депутаты заняли такую позицию, — говорит правовой консультант ТОСа. — Территорию самоуправления нельзя делить, как шахматную доску. Крыша­то у жильцов квартир и у владельцев магазинов одна. И потом, ТОС не указывает и не собирается указывать владельцу квартиры или магазина, какие ему обои клеить, как ему жить. Смысл ТОСа в другом: защищать интересы участников ТОСа, когда в том возникнет надобность.

Кстати, убеждать тосовцев в том, что они не правы, а власть права, на заседание рабочей группы пришли сразу три юриста: Василий Арзамасцев (юрисконсульт гордумы), Николай Крутовский (зав. юротделом мэрии) и депутат гордумы (юрист Андрей Подволоцкий). Аргументы власть представила «железные»: у жильцов квартир и владельцев магазинов разный правовой режим; ТОС объединяет жильцов по месту жительства, а в магазинах никто не живет.

— Я не спорю, может быть, у нас нет столь богатого опыта, как у мэрии или гордумы, но с нами даже толком не стали обсуждать проблему, — говорит правовой консультант ТОСа, — не попытались нас понять. Зарубили инициативу на корню и дали отрицательное заключение по всем пунктам. Складывается впечатление, что отношение к нам такое: что вы тут ходите, работать мешаете. Но ведь мы и есть представители того населения, чьи интересы защищает власть.

По мнению тосовцев, подоплека подобного отношения заключается в том, что власти боятся цепной реакции: дай волю этому ТОСу — другому захочется выступить с законодательной инициативой; уж лучше сразу пресечь. Почему такие выводы? Приведем еще два примера.

В полное недоумение тосовцев привела реплика, брошенная одним из депутатов гордумы: «Вы хотите захватить магазины и брать с них мзду!»

— Честно говоря, я в шоке, — возмущается представитель ТОСа. — У нас нет таких полномочий и быть не может. Как можно выносить отрицательное заключение по вопросу, в котором мало разбираешься?

Если так, то мы в свою очередь считаем своим долгом еще раз объяснить: ТОС — это территориальное общественное самоуправление. Ключевой смысл его создания: жильцы дома изъявили желание управлять порядком в доме. Это их право. ТОС не собирает денег с жильцов (за тепло, воду и т.д.), не ремонтирует крыши или подъезды. ТОС своего рода профсоюз жильцов. Его цель — защита интересов жильцов через диалог с властью. Допустим, глаз у власти замылился, руки не дошли до конкретного дома. Течет крыша, грязно в подъезде, двор оккупировали наркоманы, газоны разворотили чужие машины. Кому как не жильцам навести в своем доме порядок: потребовать от власти, соответствующих коммунальных и иных структур выполнять надлежащим образом свой профессиональный долг. Вот и вся «угроза» ТОСа для власти.

Еще один пример. В генеральном плане дом № 22 по ул. М. Горького заштрихован черным — в переч­не обозначений это соответствует общественному центру. Но это же жилой дом! Обнаружили подобное противоречие тосовцы перед самым утверждением генплана городской Думой. Пришли на заседание Думы в тот день. Но депутатам было не до них: мэр подавал в отставку… А управление архитектуры ответило: мол, чего волнуетесь, аналогичной заштриховкой отмечены и другие жилые дома.

— Я перерыл все правовые и нормативные градостроительные акты, — говорит правовой консультант ТОСа, — но нигде не нашел определения «общественный центр». Объяснения управления архитектуры его тоже не содержат. Чем это чревато? Загадка. Живем — и не знаем где.

… Что касается инициатив ТОСа, то окончательное решение примет весь состав Думы. И скорее всего, оно будет тоже отрицательным. «Тогда мы обратимся в суд», — говорят тосовцы.

Татьяна Ковачева
№5(21920)
19.01.2007

Источник: Газета «Речь»