Прессконференция с главным редактором
Накануне новогодних праздников мы предложили читателям газеты «Речь» задать вопросы мне, главному редактору газеты. Часть вопросов поступила в письмах, часть по электронной почте, некоторые читатели предпочли телефонное общение. Сегодня я отвечу на большинство вопросов, касающихся газеты. Сразу предупреждаю, что на некоторые повторяющиеся вопросы я дам один ответ.
Вопрос: Почему номер газеты, датированный понедельником, выходит в субботу? Не считает ли главный редактор, что это достаточно глупо? Может быть, слово «понедельник» заменить на слово «суббота», или распространять газету только в понедельник, или изменить график работы редакции, сделав для журналистов пятницу и субботу выходными днями, а воскресенье рабочим, попутно сместив время подписания номера в печать с 18 часов на 21?
Ответ: Этот вопрос часто обсуждался в редакции, но пока мы решили оставить все как есть. Вот почему. Из тиража понедельничного номера, на данный момент это 7 тыс. 250 экземпляров, в продажу поступает 1700 — 1800 газет, остальные пять с лишним тысяч доставляются подписчикам. В понедельник. Мечта любого редактора, чтобы его газета попадала к читателям к утреннему кофе каждый день или в субботу утром, остается мечтой. Я не в силах изменить работу федеральной структуры «Почта России». Почему бы не держать номер с пятничными новостями до понедельника? Покупает газету та часть нашей аудитории, которая отличается мобильностью, новости ей нужны свежими, поэтому уж если мы сделали номер в пятницу, помоему, глупо держать его на складе до понедельника. Кстати, в крупных городах некоторые ежедневные газеты поступают в продажу вечером накануне того дня, которым датирован номер. Сама не раз в Москве покупала и читала завтрашний «Коммерсантъ». Основа любой ежедневной газеты — это последние новости. И они должны быть максимально свежими, насколько это возможно. В пятницу журналисты должны работать, потому что, по моим многолетним редакторским наблюдениям, понедельник и пятница — самые важные в информационном плане дни. Ну любят наши власти всех уровней объявлять о важных решениях в пятницу, накануне выходных. В воскресенье работать бесполезно, поскольку ни у кого невозможно получить комментарий — все отдыхают. А журналисты, поднимая проблему, стараются получить комментарии у людей, принимающих то или иное решение. Ежедневно мы подписываем номер в печать в 19.30. Процесс создания номера долгий. Если журналист сдал статью, это не значит, что через полчаса газета готова. Идет редакторская правка, проверка, уточнение, корректорская обработка, верстка, сокращение статьи… На все это нужно время.
Вопрос: Я постоянный читатель газеты еще с того времени, когда она называлась «Коммунист», но теперь перестал выписывать газету, потому что очень много публикуется котировочных заявок и постановлений. Почему нельзя их печатать в какомнибудь приложении?
Ответ: Для публикации котировочных заявок муниципальные структуры используют страницы газеты «Речь» именно потому, что она ежедневная. Это очень оперативная информация. И кстати, очень полезная для вдумчивых читателей. В этих таблицах содержится официальная информация о том, как расходуются бюджетные деньги, между прочим, наши с вами налоги. Так что если не раздражаться по поводу этих многочисленных таблиц, можно узнать, сколько бюджетных денег потрачено на ремонт крыши в школе, где учится ваш ребенок или внук, во что обошлась городской казне покупка кресел в новый Ледовый дворец, сколько городские власти планируют потратить на тот или иной городской праздник. Кроме того, для газеты это заработок, который позволяет не повышать цены существенно.
Вопрос: Череповец часто называют городом лидеров, но до лидера нам далеко — самый заурядный промышленный районный городок. Почему в газете публикуется столько хвастовства?
Ответ: Я не считаю Череповец заурядным районным городком. Потому что знаю, как выглядят районные городки, и даже областные, и какая там жизнь. Мне кажется, что чувство гордости за свой город — это хорошее чувство, и если есть чем гордиться, об этом надо обязательно рассказывать людям со страниц газеты.
Вопрос: В какой мере «Речь» независимая газета? Проходит ли она согласование в ОАО «Северсталь», например, в СБК, перед тем как выйти в печать?
Ответ: Газета «Речь» входит в состав Издательского дома «Череповецъ», в числе учредителей которого есть и «Северсталь». И конечно, мы соблюдаем интересы учредителей. Однако номера «Речи» перед выходом в печать не согласовываются ни с одной структурой «Северстали», за исключением случаев, когда готовится статья о деятельности «Северстали». Это делается, чтобы исключить фактические ошибки, и вообщето, эта практика распространяется на многие структуры, у которых мы берем информацию.
Вопрос: Почему в газете так много фактических ошибок? Иногда в нескольких номерах подряд вы публикуете поправки.
Ответ: Вопрос неприятный, но постараюсь ответить честно. Причин несколько. Вопервых, большая загруженность пишущих сотрудников. Ежедневно газету делают 9 журналистов. В каждом номере газеты «Речь» до 15 статей и 10 новостей в колонках «Факт». Нагрузку подсчитать нетрудно. Все эти статьи надо не только написать, что есть дело техники, — надо собрать информацию, комментарии… Вовторых, неопытность части кадров. Не у всех хватает настойчивости и нервов дотошно допрашивать чиновника, если он явно демонстрирует, что не хочет с тобой разговаривать, или вообще уклоняется от разговора. Соответственно информация получается неполная, на ее перепроверку нет времени. Втретьих, случаются и небрежности. Вы скажете: нам, читателям, до всего этого нет дела. И будете правы. Поэтому не проходит недели, чтобы я не говорила журналистам, что фактическая точность — это основа нашей профессии. Допущенные ошибки разбираются, люди остаются без гонорара за публикацию с неточностями. Но эти строгости относятся только к фактическим ошибкам. Иногда мне говорят, что журналист все переврал. Начинаю разбираться — оказывается, человеку, предъявляющему претензии газете, просто не нравится оценка журналистом ситуации. Тут уж извините, в нашей работе факты священны, комментарии свободны.
Вопрос: Почему вы на первой странице газеты пишете про смертельные случаи или какиенибудь страшные происшествия? Лучше писали бы про доброе и светлое, вас бы больше читали.
Ответ: Знаю точно, что читали бы меньше. Об этом говорит статистика. Каждую неделю мы анализируем, как шли продажи номеров газеты «Речь». Любая публикация про несчастный случай вызывает повышенный читательский интерес, причем значительный. Особенно если у этого происшествия было много свидетелей. И дело, на мой взгляд, не в том, что люди проявляют нездоровое любопытство к чужому несчастью. Человеческая жизнь бесценна. Отнять ее — значит совершить преступление против человечества, против Бога, против самой жизни, против цивилизации. Мое убеждение: про несчастные случаи, убийства необходимо рассказывать, чтобы люди задумались о том, что от их агрессии, неадекватного поведения на дороге, небрежности в работе чьято человеческая жизнь может прерваться.
Вопрос: Собираюсь поступать на журналистику. Для поступления мне нужны публикации. Как можно напечать заметку в газете?
Ответ: Самое главное — не тяните до лета. У нас начинается сезон отпусков, и заниматься с вами будет абсолютно некогда. А плохую заметку не напечатаем. К сожалению, желающие напечататься идут к нам именно летом. Лично мне как редактору просто почеловечески неприятно работать с человеком, который журналистского пороху не нюхал, а образование соответствующее хочет получить. И еще: приходите хоть с какойнибудь заметкой в руках. И придумывать для вас темы, рассказывать, куда позвонить и что спросить, мы не обязаны.
Вопрос: Могут ли попасть в журналистику люди без специального образования и работают ли в газете случайные люди?
Ответ: Вообщето, могут. Если им интересно, что происходит вокруг и почему это происходит так, а не иначе. Если они способны связно излагать свои мысли, наблюдения и собирать информацию. Если для них информация важнее, чем выражение собственного «я». А случайные люди есть везде. Что касается работы в ежедневной газете, то это тяжкий труд, который не каждому оказывается по плечу. Денег мало, работа практически круглосуточная, нервная, и очень редко цветы и овации, поэтому нам так приятно получать от читателей теплые слова благодарности. Если честно, то больше ругают.
Вопрос: Была ли на протяжении вашей карьеры статья, за которую вам было стыдно?
Ответ: Мне всегда стыдно перед читателями, если мы опубликовали статью с ошибкой, если мы не «дотянули» какуюто тему, не собрали полноценную информацию, выпустили статью в «сыром» виде. Конечно, говорят, горячее не бывает сырым, и я требую от журналистов горячих новостей, но хотелось бы, чтобы каждый номер газеты соответствовал моему внутреннему редакторскому идеалу: оперативно, достоверно, компетентно.
Некоторые высказывания читателей о газете без комментариев. — Почему вы так много пишете о спорте? Откроешь третью страницу — читать нечего.
— Почему вы так мало пишите о спорте? Разве вы не считаете, что спорт помогает бороться с такими недугами общества, как пьянство, наркомания?
— Мне в газете «Речь» не хватает рассказов о хороших людях. Это очень бы украсило газету.
— Никогда не читаю в газете «Речь» рассказов о людях. Вы же информационная, новостийная газета. Кому нужны эти сопливые истории?
— Я участвовала в вашем конкурсе «Погадаем на погоду». Получила приз — бутылку шампанского. Зачем она мне? Подарить соседям или родным? Еще чего.
— Мне не нравится, как пишет о культуре ваш журналист Сергей Виноградов. Кажется, что он терпеть не может все, о чем пишет.
— Я всегда начинаю читать газету со статей Сергея Виноградова. Классно пишет! Вот есть же и в провинции журналисты со своим неповторимым стилем, не хуже, чем столичные.
Елена Бегляк, главный редактор газеты «речь»
№4(21919)
12.01.2007
Сотни многоэтажек в Вологде аварийно отключили от водоснабжения
Причиной стало повреждение водопровода на улице Конева →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
