Криминальный балласт
В Череповецком городском суде начался процесс над членами организованной группировки, которые, по версии обвинения, занимались мошенничеством с поставками металлолома на Череповецкий меткомбинат. В целях получения незаконной прибыли злоумышленники, среди которых был и сотрудник милиции, искусственно завышали количество лома, прибывавшего в копровый цех водным путем. Способ был весьма изощренным: ключевым моментом аферы стало техническое переоборудование речной баржи «Чимкент».
В состав группы входили несколько человек, каждый из которых выполнял свою роль. Началось все с московского предпринимателя: именно он поставлял на комбинат лом, и именно он стал организатором авантюры. Через своего знакомого он вышел в Череповце на «нужного» человека, который в свою очередь подключил к затее сотрудника отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) УВД Череповца. Милиционер имел хорошие связи в службе безопасности меткомбината: ее работник также был нужен злоумышленникам для реализации схемы. Позднее в состав группы вошел и сюрвейер промпорта — человек, непосредственно отвечающий за оформление разгрузки судов и прием товара.
В качестве судна, которое должно было привезти металл, выбрали «Чимкент» возрастом более 50 лет. В нем были проведены технические изменения, которые, конечно, не нашли отражения в соответствующих документах. Суть такова: на каждом судне есть так называемые балластные цистерны. Они стоят по бокам корпуса и используются для выравнивания баржи путем закачки в них воды. Судно таким образом приобретает безопасный центр тяжести независимо от возможных ошибок при расположении груза. По прибытии в порт сюрвейер измеряет осадку судна (то есть насколько его корпус «торчит» из воды) вместе с грузом, но уже при опорожненных балластных цистернах. Их опорожненность он обязан проконтролировать лично. Потом замеряется осадка уже без груза. После этого по специальной шкале вычисляется, какое его количество находилось на борту. Таким образом, принципиальный момент для получения данных о тоннаже груза — осадка судна.
Члены группировки модифицировали балластные цистерны. Они поделили их на два отсека сплошной перегородкой. Это было нужно, чтобы запутать приемочную комиссию. Сюрвейер при проверке наличияотсутствия воды в цистернах опускает специальный щуп (процедура аналогична проверке уровня масла в автомобиле). Однако в случае появления перегородки щуп покажет состояние только одного (сухого) отсека. Второй при этом может быть заполнен водой, что и имело место в нашем случае. Осадка судна оказывалась ниже, соответственно вес металла как бы повышался.
Злоумышленникам удалось выполнить два криминальных рейса. 25 июня 2006 года в Череповец пришел «Чимкент» с завышенной на 156 тонн массой. Ущерб составил более 700 тыс. рублей. Полученные средства участники преступления поделили. 15 июля 2006 года «перегруженное» судно вновь пришло в промпорт с очередной партией металла. Как только приемочная комиссия оформила последние документы, появились оперативники ФСБ. Подельников задержали («Речь» писала об этом 19 июля 2006 года).
Как выяснилось, информацию о готовящихся преступлениях в ФСБ сообщил один из тех, с кем пытались наладить сотрудничество участники группировки, — сотрудник службы безопасности меткомбината. Как только к нему с сомнительным предложением обратился милиционер из ОБЭПа, он доложил о ситуации руководителю, после чего было принято решение о заявлении в ФСБ. Теперь обо всех действиях группировки заранее знали оперативники, которые просто внедрили в нее несостоявшегося подельника.
Подсудимые частично признали свою вину лишь по первому эпизоду мошенничества, второй же они отрицают полностью. Общий ущерб от их действий составил более 2 млн. рублей. Судебные слушания не завершены.
Андрей Ненастьев
№4(21919)
12.01.2007
Сотни многоэтажек в Вологде аварийно отключили от водоснабжения
Причиной стало повреждение водопровода на улице Конева →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
