10 января 2007 года. 13:20

Когда в товарищах согласья нет…

Областная избирательная комиссия подвела итоги выдвижения партийных списков на выборы в Законодательное собрание, которые пройдут 11 марта. Теоретически участие в них могли принять более 20 партий. Но на участие в избирательном марафоне решились только 9. А допущены к выборам лишь 7 (две партии сняли с дистанции за нарушения в оформлении документов). Это — «Единая Россия», Аграрная партия, ЛДПР, «Патриоты России», СПС, Демократическая партия и партия «Справедливая Россия».
По федеральному закону каждая партия может внести в областную часть избирательного списка 5 кандидатов. Но на Вологодчине лишь две партии — «Единая Россия» и Аграрная — заполнили все вакансии. У остальных, судя по всему, проблемы с кадрами, с яркими и популярными кандидатами. Судите сами: у ЛДПР для областного списка нашелся всего один кандидат — Владимир Жириновский. Столь же «оригинально» поступил и вологодский СПС: их список на Вологодчине (как и во всех остальных российских регионах, где 11 марта пройдут выборы) тоже возглавил партийный лидер — Никита Белых. Но если Владимир Вольфович не раз на практике доказывал славу одного из лучших шоуменов страны, фактически в одиночку «протаскивая» свою партию в Госдуму и региональные парламенты, то лидеру «правых», похоже, вскружил голову недавний успех СПС на выборах в Пермском крае. Второе место для «вечно битого» СПС — действительно локальная победа. Только не следует забывать, что Пермь — родина самого Белых и что даже со своим вторым местом СПС набрал там голосов в два раза меньше, чем «единороссы».

А вот «Справедливая Россия», наученная горьким опытом (неудачи на октябрьских региональных выборах), решила сменить тактику. Ее лидер Сергей Миронов в канун Нового года громко и пафосно заявил о порочности практики «паровозов» (когда региональные списки возглавляют видные федеральные политики), хотя сам еще пару месяцев назад выступал в роли такого «паровоза» (без особых, впрочем, достижений). Но у наспех сколоченной партии — тоже серьезные кадровые и организационные проблемы. Вологодские «эсеры» 3 из 5 вакансий все же заполнили. Но почти как дети лейтенанта Шмидта, переругались за право «первородства». В Вологде одновременно прошли аж три учредительные конференции «Справедливой России», с разными людьми в президиумах. Разгоравшийся скандал кое­как замяли, но без «хлопанья дверьми» не обошлось: глава вологодской «Родины» Иван Церр обиделся и вместе с соратниками подался в «Патриоты России».

Не обошлось, судя по всему, без подковерной схватки и у коммунистов. В областную часть списка почему­то не попали видные партийные функционеры и нынешние депутаты Законодательного собрания области Малков и Бухонин (они баллотируются в районах). Не нашлось там места и члену фракции КПРФ, вологодскому депутату Александру Смирнову, которому в итоге пришлось самовыдвигаться.

Да и у вологодских аграриев все гладко лишь внешне. Во­первых, с успешным началом реализации нацпроекта по развитию АПК, к которому Аграрная партия никакого отношения не имеет, они лишились привычной роли — главных «радетелей за село», а следовательно, и важного пропагандистского козыря. Во­вторых, в самой партии давно царят разброд и шатание: умеренное и конструктивное крыло тяготеет к «единороссам» (не исключен вариант вхождения Аграрной партии в «Единую Россию»), популистское — к КПРФ. На Вологодчине многие заслуженные и опытные аграрии (аграрии по профессии, а не по партийной принадлежности) решили поддержать «Единую Россию». Что, вероятно, и вывело из душевного равновесия депутата облпарламента Анатолия Хапова, разразившегося недавно на страницах одной из вологодских газет отповедью в адрес «медведей». Поднаторевший во внутрипартийных аппаратных «междусобойчках» за власть и влияние партфункционер Хапов, наверное, почувствовал, что почва уходит из­под ног, что на этих выборах на голом популизме далеко не уедешь — избиратель стал опытнее и искушеннее. Впрочем, место№ 1 в аграрном списке лично себе он забронировал. Гарантирует ли оно прохождение в областной парламент — еще большой вопрос.

Сергей Комлев
№2(21917)
10.01.2007

Источник: Газета «Речь»