22 декабря 2006 года. 13:40

Какое свинство!

Помните анекдот про поросенка Пятачка, которого однажды нарисовали в разрезе с приведением всей его съестной анатомии? «Мясник так видит», — печально комментирует он портрет своему другу Винни Пуху. Доказать, что поросячья тема в искусстве интересна не только мясникам, решили в Доме­музее Верещагиных, где вчера открылась выставка «Наши рыльца пятачком».
Год Огненной Свиньи по восточному календарю обещает много радости и теплоты. И.о. заведующей музеем Любовь Маликова верит в то, что годы, символами которых стали знакомые нам животные — коза или свинья, воспринимаются по­родному. Чего не скажешь о годах Дракона или Змеи. Замысел выставки пришел в голову «верещагинцам» после того, как на глаза музейщиков попали три картины начала пятидесятых годов, извлеченные на свет по случаю переезда. Никто не видел эти работы, выполненные в жанре социалистического реализма, более полувека. О том, в каком виде предстают свинки на полотнах, рассказывать не будем с целью сохранить интригу. Скажем только, что глаз от них не оторвать. Современные художники свиней рисуют реже, чем горделиво несущихся по степи коней, — грязная тема. «Вы во времена барокко поищите, там, знаете, пастушки гуляют по полю с хрюшками на пару», — посоветовали знающие люди.

Рядышком с картинами располагаются иные воплощения животного, давшего миру окорок и Хрюшу из «Спокойной ночи, малыши!». Стадом эту компанию никак не назовешь, у каждого экспоната, заимствованного из музейных фондов или из личной коллекции, свое «лицо». Керамические свинки­игрушки сообщают нам о том, что хрюкающая тема была весьма популярна у мастеров прошлого. Отчего­то совсем не ездовое существо с пятачком предстает именно в таковом качестве. Вот жених с невестой катят в повозке, запряженной поросятами. А вот на свинье мчится развеселый козел. Кроме глины, материалами для изготовления символа 2007 года служат пластмасса (игрушка еще хранит отпечаток детских зубок, из которых, видимо, была вырвана кем­то из сотрудниц­мам), бумага, дерево. Вязаные, вытканные свинки морщат пятачки на посетителей. А эта, сплетенная из бересты, единственная, кто имеет голос: если потрясти ее, послышится мелодичный звон монет. Свинья оказалась копилкой и за время выставки, дай бог, не похудеет, а еще наберет звенящего «жирку».

Сергей Виноградов
№243(21910)
22.12.2006

Источник: Газета «Речь»