11 декабря 2006 года. 08:32

Зайцы на охране капусты, или Почему надзор за природными богатствами в стране оставляет желать лучшего

В минувшую пятницу депутат Законодательного собрания области Николай Архипов провел пресс­конференцию для журналистов городских СМИ и для 7б класса школы № 29. Речь шла о делах государственной важности в сфере охраны природы. Что ж, к таким вещам лучше быть причастным смолоду.
Николай Архипов посвятил свое выступление отчету по итогам 12­го всероссийского съезда Общества охраны природы. Съезд, в котором принял участие Архипов, на днях прошел в Москве. Помогали Николаю Александровичу председатель Общества охраны природы Череповца Ярослав Сеник и директор Дарвинского заповедника Андрей Кузнецов, который тоже недавно вернулся из столицы. Глава Министерства природных ресурсов Юрий Трутнев наградил Кузнецова почетным знаком «За заслуги в заповедном деле».

Николай Александрович в очередной раз обрушился с обоснованной критикой на государственных чиновников, которые ликвидировали Госкомитет по надзору за природными ресурсами, а новой структуры не создали. В итоге получается, что Министерство природных ресурсов РФ само надзирает за природными ресурсами и само же распоряжается ими.

— То есть зайцы у нас охраняют капусту, — доходчиво пояснил семиклассникам парадоксы российского законодательства Николай Архипов. — Нам крайне необходимо Агентство по экологической безопасности. Подобные структуры есть в каждой стране. Исключение составляют Россия да Гондурас. По словам депутата облпарламента, понимает это и президент Путин, давший еще в прошлом году поручение МПР создать такое агентство. Однако чиновники не проявили расторопности. Как результат, надзор за природными богатствами в России оставляет желать лучшего. Так, леса в России занимают площадь, равную Европе, а то и больше, это наше национальное достояние. А вот распоряжаемся мы им далеко не всегда эффективно. Не за горами вступление России во Всемирную торговую организацию. Никто нас в Евросоюзе, конечно, не ждет с распростертыми объятиями. А если и ждет, то лишь в качестве сырьевого придатка, источника природных ресурсов. Допустить подобного нельзя, что не раз подчеркивал президент Путин. А значит, мы должны подготовить хорошую законодательную базу для перехода на европейские стандарты.

Архипов заметил, что в России уже приняты новые Водный и Лесной кодексы. Оговорено, в частно­сти, что можно строить в прибрежной зоне, а что нельзя.

— Вся Россия­матушка испокон веку строилась на берегах озер, рек, морей, — сказал Архипов. — Так же строилась, к примеру, и Финляндия. Разница в культуре. В Финляндии владелец коттеджа на берегу озера поганить природу не станет. Наш, допустим, дачник, вышел на берег — выплеснул ведро помоев. Километры полиэтиленовой пленки выбросил на помойку тут же, на берегу реки, или в кусты, в лес. С этим надо бороться.

К слову, как подчеркнул Архипов, утилизация пластмассовой тары стала проблемой мирового масштаба. Школьники слушали внимательно, особенно когда речь зашла о надоб­ности возрождения экологического воспитания — тех же «Голубых патрулей», «Серебряных нитей», которые помогли бы сделать наши реки чище, город красивее.

Андрей Кузнецов был краток в своем выступлении. Но сказал о главном. Желающих оторвать кусок пожирнее в собственность от заповедных зон, в том числе и от Дарвинского заповедника, еще много. И привел пример. В деревне Михальково собственник поставил цех по переработке рыбы, что грубейшим образом нарушает закон. В заповедниках нельзя ни охотиться, ни рыбу ловить, ни грибы­ягоды собирать. Дарвинский заповедник при поддержке природоохранной прокуратуры Ярославской области затеял судебную тяжбу. Пришлось бороться с «захватчиком». 1 декабря суд вынес решение остановить производ­ство…

Татьяна Ковачева
№234(21901)
11.12.2006

Источник: Газета «Речь»