11 декабря 2006 года. 08:31
Коммунальная драма
Под репрессии коммунальщиков, ринувшихся под конец года на борьбу со злостными должниками, попали 17-летняя мама и ее новорожденная дочка
По принципу «умри с голоду, но за квартиру заплати» в Череповце живут пенсионеры, добропорядочные горожане, имеющие болееменее стабильный доход и… пожалуй, все. С остальными (а их тысячи по Череповцу) вооруженные железным аргументом «услугу получил — деньги заплати» представители коммунальных служб борются, действуя жестко, — для начала лишают благ. Но есть законные методы и пожестче…
17летняя Катя Субботина, единоличная владелица однокомнатной квартиры в доме на ул. Менделеева, не относится ни к пенсионерам, ни даже к бюджетникам. Ее социальный статус столь непрост, что одним словом и не скажешь. Случилось так, что она, несовершеннолетняя, осталась без попечения родителей (мать умерла, отец лишен родительских прав) и без опеки детского дома (выписана оттуда ввиду беременности), а с 8 ноября 2006 года (дата рождения дочери Вероники) к тому же стала матерьюодиночкой.
5 ноября в дом Кати пришла строгая комиссия. В бумаге с печатями значилась цифра долга только муниципальному предприятию «Жилремстрой», которое обслуживает дом, — 7275 рублей. А еще есть долги за отопление, водоснабжение и прочие коммунальные блага — всего более 12 тысяч рублей. Долги эти достались юной Кате в наследство от отца, который хоть и не зарегистрирован в квартире, но имеет право проживать в ней, а значит, мытьсябриться, суп варить на газу, футбол смотреть по телевизору… Когда деньги водились — а они у официально не работающего 51летнего Николая Субботина бывают нечасто, — квартирные удобства оплачивались. Но как видно, очень нерегулярно. Обо всех этих сложностях бытовой жизни вчерашняя воспитанница детдома№ 9 узнала, когда поняла, что ни пеленок она теперь постирать не сможет, ни молочную смесь приготовить, а кормить малышку больше нечем.
В расчете на сочувствие и справедливость Катя, оставив дочку с соседкой Натальей Николаевной, которая ей очень помогает и поддерживает, бросилась в домоуправление. Там получила от ворот поворот: долги заплати — будет и вода, нет — отключат газ и электричество. А у юной мамы и без этого долгов не пересчитать — занимает по соседям на смеси, так как нет грудного молока. Да и ее питание не назовешь сбалансированным. Одной банки молочной смеси за 150 рублей хватает на 3 — 4 дня. Пробовала покупать из экономии самые дешевые баночки — малышке они не подходят. Материальные проблемы этой маленькой семьи усугубляются еще и тем, что Вероника пока не имеет полноценного официального статуса. Как известно, одного свидетельства о рождении ребенку, чтобы подтвердить свое присутствие на Земле, недостаточно. Нужен документ о гражданстве, на оформление которого требуется две недели. Пока не будет на руках у Кати этой бумаги, а она в стадии оформления, не будет регистрации. Без регистрации ребенка юная мама не может претендовать на социальную помощь, например. А в домоуправлении пригрозили: не погасишь долги — ребенка не зарегистрируем.
В этот день Кате не удалось найти ни денег, ни даже подсказки, где их взять. Ночевать с Вероникой ушла к знакомым, а стирать пеленки забрали соседи, которые и позвонили в редакцию «Речи».
6 декабря Катина «группа поддержки», в которую вошли в том числе заместитель директора детского дома № 9 Нина Пученькина и социальный участковый Центра социальной помощи семье и детям Ирина Свиридова, отправилась на бульвар Доменщиков, 39а, в ЖЭУ6 «Жилремстроя». Начальница Елена Петровна Смирнова, вероятно, на очень хорошем счету у своего руководства. Ее логика железная: сказали бороться с должниками — борюсь.
— Мне без разницы, сколько ей лет, откуда у нее долги. Кто будет платить? Пока не отключили воду — никто не приходил. Почему опекуны не действовали ранее? Отцу говорю: вам не стыдно? Вы дочери не помогаете, здоровый мужик… У меня 3600 квартир, откуда я знаю про каждую семью? Таких Кать у меня сорок пять. Когда пришли отключать, она заплакала, говорю: ищи, девочка, свои концы. Мне всех жалеть — здесь не работать. Когда деньги принесете, тогда и подключим. Хватит меня на жалость брать, — отрезала Елена Петровна.
Как следовало из ее речей, предупреждать должников о том, что в случае неуплаты им перекроют доступ к воде, в этом ЖЭУ давно перестали. После такого персонального уведомления никто больше двери не открывает, месяцами слесари тщетно стучатся. Метод один: объявление на двери подъезда, в намеченный день те, у кого большие долги, остаются без воды, горячей и холодной. В этом списке нехороших квартир оказалась и Катина.
Как подтвердила директор МУП «Жилремстрой» Галина Маврина, долг череповчан за техническое обслуживание жилья только ее предприятию свыше9 млн. рублей. Отключение воды — одна из мер борьбы с должниками, которые не платят более шести месяцев. Правда, холодную воду, если нет аварийной ситуации, так сразу не отключают по санитарным нормам. Кроме того, начальникам дано право не только предупреждать неплательщиков, но и верить им, что долги будут погашены, с условием получения письменного заверения об этом в виде гарантийного письма.
Такое гарантийное письмо от детского дома № 9 после дебатов, продолжавшихся в течение получаса, Елена Смирнова согласилась взять. Еще одно требование — приобрести краны.
Как поступить, Кате посоветовали специалисты, которым приходилось в своей практике решать подобные ситуации. Ирина Митрофанова, руководитель службы социальных участковых МУ «Центр социальной помощи семье и детям»:
— Мы можем посодействовать семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в сборе документов для оказания адресной социальной помощи. Это ежемесячное пособие в размере от 1,5 до 3 тыс. рублей, которое выплачивается в течение года, или единовременное пособие на определенные цели. В данном случае — на погашение коммунальных долгов. Решение о назначении этой помощи принимает специальная комиссия комитета по соцзащите населения. Кате могут раз в год выдать одежду, комплект белья на ребенка. Есть другой способ решить проблему с задолженностью по коммунальным платежам. Мы окажем содействие в сборе документов на получение материальной помощи через фонд «Дорога к дому». За те шесть месяцев, что мы работаем в Череповце, такие документы оформляли молодым мамам, оказавшимся в аналогичной ситуации.
Но Кате, чтобы воспользоваться предложенной помощью в полной мере, нужно для начала Веронику зарегистрировать. Паспортист — в домоуправлении, где принципиальный домоуправ и бухгалтер с расчетами. Пока Субботина воспользовалась другим способом. У Кати есть специальный счет, на который все ее детдомовские годы перечислялись деньги — пенсия по потере кормильца. Положена Кате, как воспитаннице детдома, от государства и некая сумма — подъемные деньги. Но доступа к ним Катерина не имеет ввиду своего несовершеннолетия. Доступ к счету только с разрешения опекуна, и на эту процедуру опять же потребуется время.
7 декабря. Вероника вся в розовом сладко причмокивает, заправляясь из бутылочки с молоком. У малышки в не очень уютной комнате очень уютный уголок: кроватка со слониками, бантиками и рюшками; обои в этой части комнаты Катя, будучи на седьмом месяце беременности, клеила сама, выбрав для будущего ребенка и для себя детский рисунок — на стенах грибы с мышами… Катя рассказывает о своих приключениях накануне. О том, как вечером пришел сантехник, потому что сотрудники детского дома успели до обеда оформить гарантийное письмо и найти нужные шаровые краны. Правда, сантехнику этого оказалось мало, потребовал, по словам девушки, еще 400 рублей. Опять выручили соседи. Сантехник почемуто никакого платежного документа не выдал, хотя Кате он не помешал бы — деньги со счета выдадут под отчет. Говорят, хорошо еще, мало взял. Зато уже вечером в среду Катя затеяла стирку, завесив коридор детскими кофточками и ползунками.
Юная мама строит планы на дальнейшую жизнь. В этих планах — все. Получить документы и оформить пособия — благодаря этой «безводной» истории Катерину вооружили различной информацией о работе социальных служб, которые взяли девчонок под свой контроль. Встать в очередь на садик для Вероники, потому что надо будет работать (у Кати образование — семь классов), чтобы платить за жилье. Катерина понимает, что таких Кать, как она, действительно и у чиновников, и у домоуправов немало. Но только для Вероники она — одна.
Николай Крутовский, начальник правового управления мэрии:
— Незаконно отказывать матери в регистрации новорожденного ребенка в связи с наличием долга за неуплату коммунальных услуг. Неуплату жилищные управления не могут использовать, как рычаг понуждения должника погасить задолженность. Есть «Правила предоставления услуг гражданам», где регламентирована процедура. Если человек не платит шесть месяцев и более, сначала ему должны прислать уведомление. Если в течение месяца долги не будут погашены, такому череповчанину должны направить извещение об ограничении или отключении услуги за трое суток до процедуры. То есть неплательщику дается возможность разрешить ситуацию. Крайняя мера — предусмотренная законом — выселение квартиросъемщика из муниципального жилья через суд. С февраля 2006 года, что я работаю в мэрии, не возникло необходимости решать вопрос о выселении граждан в судебном порядка за нарушение требований Жилищного кодекса.
Елена Жиборт
№233(21900)
08.12.2006
Цена проезда в Вологде подорожала за три месяца на 19 процентов при оплате безналом
С 1 января одна поездка на муниципальном автобусе или троллейбусе обходится в 44 рубля →
01 дек 2025, 12:59
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
30 ноя 2025, 01:23
