6 декабря 2006 года. 12:05

Рецептурные мучения

Месяц назад привычный рецепт на льготное лекарство поменял внешний вид — появился штрих­код. По планам Минздрава с 1 января 2007 года именно такая форма станет обязательной для всех поликлиник и аптек. Готовы ли к этому фармацевты и врачи Череповца?
Что такое штрих­код?

Всего в ноябре в аптеки города поступило 1500 рецептов со штрих­кодом. Еженедельно врачи выписывают от 2 до 9 тыс. льготных рецептов. Пугаться дефицита «закодированных» рецептов не стоит.

Активно работать по новым требованиям аптеки и поликлиники начали с середины ноября. Фармацевты готовы — сканеры они получили по одному на аптеку, работающую по системе дополнительного льготного обеспечения, за счет главного поставщика препаратов на Вологодчину ЗАО «Протек». Главное условие быстрого нанесения штрих­кода на рецепт — наличие компьютера со специальной программой и лазерного прин­тера в кабинете врача. А в аптеках сканеры быстро считывают информацию о пациенте, лечебном учреждении, враче и наименование лекарства. Это значительно облегчает работу с базами данных для фармацевтов. А вот врачи пока ломают голову, как быстро внедрить новые технологии. Компьютеры и принтеры для врачей поступали и в рамках нацпроекта, и по городской программе создания мини­офисов участ­ковых терапевтов. По словам начальника управления здравоохранения Феликса Фарбера, необходимое число компьютеров для 70 % терапевтов есть, а для узких специалистов их нет вообще. Феликс Михайлович рассказал нам, что сейчас примерно 20 — 30 % от общего числа выписанных рецептов за неделю содержат штрих­код и делается все возможное, чтобы увеличить это число.

Что мешает?

Главная проблема — обучение кадров в поликлиниках и установка необходимого программ­ного обеспечения. К сожалению, средний возраст наших медиков не предполагает хорошего знания компьютера, но за несколько недель они осваивают технику. С программным обеспечением тоже не все так просто, как планировалось в Москве. Лишь взрослая поликлиника МУЗ ГБ № 2 почти в полном объеме перешла на штрих­коды. Рассказывает заведующая поликлиникой Людмила Радченко:

— Все наши терапевты работают по этой программе. Есть свои сложности, но на пациентах и приеме они не сказываются. А узкие специалисты пока работают по старым формам рецептов. Мы планируем, что в конце года у нас появится отдельный кабинет, который будет обслуживать льготников от всех узких специалистов. Придется, конечно, возвращаться в кабинет врача, чтобы поставить печать на рецепт, но ничего другого придумать пока нельзя. Надеемся, что со временем у наиболее загруженных специалистов — окулиста, кардиолога — по­явятся компьютеры за счет средств поликлиники.

Похожая ситуация и во многих детских поликлиниках — педиатры ждут компьютеров. Во взрослых поликлиниках № 1 и № 2 количество оргтехники не позволяет массово начать работу по новым штрих­кодам. В поликлинике № 7 вообще сложилась парадоксальная ситуация: все оборудование есть, персонал обучен и давно работает с компьютерами. Но штрих­коды из этой поликлиники не читаются сканерами в аптеках. Вот что рассказал нам главврач поликлиники № 7 Павел Дмитриев:

— Когда мы создавали свою программу для работы с льготниками, мы учли возможность появления штрих­кодов, поэтому для нас не составило труда написать программный алгоритм штрих­кода самостоятельно и строго по приказу Минздрава. Это позволило сэкономить время врачей, они вводят данные о посещении пациента, заполняют его электронную карточку и тут же могут выписать рецепт с кодом. Больному нужно лишь поставить печать поликлиники в регистратуре после посещения врача. Все это налажено и работает у нас, а в аптеках сканеры от «Протека» не читают наши коды. В супермаркетах ведь такая же система, и все продукты с разными штрих­кодами международного стандарта читаются! А здесь нет. Наша программа отправлена на экспертизу, ответа нет, и уже давно. Хотя и без него я уверен, что мы в поликлинике ушли далеко вперед от того, что нам навязывают. Мы ведь прежде всего думаем о пациентах, чтобы им не сидеть в очереди, ожидая, когда врач разберется с кучей необходимых бумаг и компьютерными программами. Кстати, с нового года на прием к нашим врачам можно будет записаться по Интернету и там же посмотреть полное расписание работы всех кабинетов.

Медик в роли бюрократа.

Еще больше вопросов и споров вызывает сокращение списков льготных препаратов и переход на международные названия лекарств, что позволяет заменять отсутствующие препараты аналогами. Ведь пациенту, привыкшему к одному медикаменту, даже психологически сложно взять в аптеке лекарство с другим названием. Не говоря уже о возникающем недоверии к врачу. С 1 ноября медикам приходится по нескольку раз за прием объяснять действие всех препаратов, которые, возможно, получит в аптеке человек. Многие участковые врачи и руководители лечебных учреждений не понимают действий чиновников из Минздрава, которые превращают медиков в бюрократов, а пациентов заставляют лишний раз бегать по кабинетам.

Несмотря на все эти сложности, Феликс Фарбер настроен оптимистично и убежден, что никогда ни один пациент не уйдет от врачей без необходимого лечения, а в аптеках будут выдаваться препараты независимо от формы рецепта. Но в любом случае льготникам стоит помнить, что их рецепт — не сред­ство от болезни, а прежде всего документ строгой финансовой отчетности.

Полина Козина
№231(21898)
06.12.2006

Источник: Газета «Речь»