20 ноября 2006 года. 09:36
Средство от дедовщины
' +
+ Юрий Макаров, генеральный директор ЗАО «Череповецдорстрой»: — Дедовщина в армии возникла не сегодня, это было обычное явление еще в советское время. Я узнал все это на собственном примере: в 1970х я служил на Дальнем Востоке в танковых войсках. Отношения между молодыми солдатами и старослужащими у нас были очень серьезными, происходили совершенно возмутительные вещи. Постепенно я понял: очень многое в решении этой проблемы зависит от командного состава. Если офицер принципиально подходит к организации службы, никакой дедовщины нет и в помине. Ну а если он занят посторонними делами, молодым солдатам приходится крайне несладко. Будучи старшиной я постарался сделать так, чтобы никакой дедовщины среди моих подчиненных не было. В итоге это получилось. Никуда, правда, не делись мелкие ее проявления: солдаты, как и раньше, чистили сапоги своим старшим коллегам или подшивали им воротнички. Но такие вещи опасности сами по себе не представляют, и на них приходилось просто закрывать глаза.
Самое страшное, если дедовщина приобретает жесткий характер. Когда за мелкие провинности солдат избивают. Я знаю, что бывает, когда «деды» приходят пьяными и начинают «воспитывать» всех, кто находится в казарме. Честно говоря, не думаю, что сейчас ситуация с этим стала острее по сравнению с Советской армией. Просто раньше молодежь была крепче: и духовно, и физически. В основном это были ребята из деревни, которые привыкли трудиться. Они переносили проявления дедовщины легче, чем сегодняшнее поколение.
Есть ли кардинальное решение проблемы? Мне кажется, есть, и оно даже не требует особых затрат. Во время своей службы я постоянно задавал себе вопрос: почему я, житель Вологодской области, должен служить на Дальнем Востоке? Какой в этом смысл? Я уважаю нашего министра обороны, но в одном из последних выступлений он опять заявил, мол, новобранцы будут служить там, где нужно армии. Там, где нужно армии, пусть служат контрактники — это мое твердое убеждение. Срочники же должны служить по месту жительства. Только это позволит быстро и почти полностью ликвидировать всякие проявления дедовщины.
Представьте, что череповчанин, призванный в армию, получит возможность раз в неделю бывать дома. Мать сможет увидеть, били его или нет. Он ей расскажет, как дела в части, как складываются отношения с сослуживцами. Родители помогут психологически. О какой дедовщине тогда сможет идти речь? Это, кстати, нормальная практика во всех цивилизованных странах.
Военные говорят, что в таком случае солдаты будут убегать. Так они и сейчас убегают. Разница в том, что, если он убежит вблизи от дома, он, скорее всего, домой и направится и быстро там окажется. А если он сбежит за 10 тысяч верст от родного города, он еще и оружие наверняка прихватит. Расстреляет людей еще в части, будет бежать какимито лесами, совершать преступления…
Служба в армии изначально не должна восприниматься как пребывание в тюрьме. Я, например, после армии почувствовал, что серьезно повзрослел. Я научился управлять танком, стрелять… Это ведь на самом деле очень интересно. При этом нужно понимать, что призывники были и остаются детьми. Это мальчишки в возрасте 18 лет. Не нужно высокопарных слов про «защитников Родины». Никакие они не защитники. Защитников из них еще нужно сделать. И сделать это должны офицеры. Они должны постоянно находиться в казармах, а не как сейчас: утром пришел, посидел несколько часов и ушел. Таким образом и получается, что основную часть времени солдаты предоставлены сами себе. От безделья и появляются негативные моменты.
Часто случается, что командиры входят в слишком тесные отношения со старослужащими. Им они поручают выполнение различных задач, которые должны были бы выполнять сами. Старослужащие же долго не задумываются над тем, как исполнить приказ. Они перекладывают все на молодых, а если те чтолибо не сделают или сделают не так, их просто бьют. Это порочная практика, которую необходимо искоренять.
И самое важное: человек должен быть психологически готов к армии. Это очень значимо. Раньше с этим дела обстояли лучше: всякое бывало, но я не помню случаев самоубийств или случаев, когда солдата избивали бы до смерти. Мне кажется, в борьбе с дедовщиной серьезную помощь сейчас оказывают средства массовой информации: предание огласке всех серьезных происшествий в армии должно способствовать их предупреждению.
№219(21886)
20.11.2006
Цена проезда в Вологде подорожала за три месяца на 19 процентов при оплате безналом
С 1 января одна поездка на муниципальном автобусе или троллейбусе обходится в 44 рубля →
01 дек 2025, 12:59
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
30 ноя 2025, 01:23
