17 ноября 2006 года. 09:46

Деревня в городе

Просыпается дядя Миша рано­рано утром. И сразу на двор, к поленнице за дровами — пора печку топить. А пока огонь разгорается, хвать ведра — и за водой, путь неблизкий, не один десяток метров до колонки… Вы, наверно, подумали, что я описываю начало дня деревенского жителя? Отнюдь. Дядя Миша, как его называют соседи, и впрямь привык жить по­деревенски и собственный дом построил своими руками сразу, как вернулся с войны в родной Череповец. В свои почти девяносто даже и не думает о квартире с удобствами. «Там ведь и заняться нечем, от безделья помрешь», — говорит он.
Деревянных домов деревен­ского типа в нашем городе насчитывается порядка трех сотен, и образуют они небольшие квартальчики. Раскинулись мини­деревеньки на выезде из Череповца у Гритинской горки, в конце Кирилловского шоссе, в районе мясокомбината и в районе ФМК, в Заречье и на Московском проспекте. Узнать, каково живется череповчанам в деревянных кварталах, мы решили у них самих.

«Нам бы газовое отопление сюда провести, это наша общая мечта, — рассказывает Ирина, жительница частного дома в районе ФМК. — С дровами мороки много, да и дорожают из года в год». В самом деле, во всех домах здесь печное отопление, и на зиму требуется в среднем 15 кубометров дров — это три машины. Дрова выписывают и покупают на фанерно­мебельном комбинате, в основном отторцовку — древесные отходы — по 1100 рублей за машину. В прошлом году машина стоила 500 рублей. Дорожает и природный газ, им здесь пользуются для приготовления пищи. Если в прошлом году 50­килограммовый баллон газа стоил 165 рублей, то в нынешнем на сотню дороже. Хватает же этого месяца на три. «Мы стараемся экономить газ, где и на печке приготовим, очень уж тяжело на заправку ездить, да еще и машину нужно найти, на грузовом такси дорого», — говорит Ирина.

Вот воду МУП «Водоканал» предлагает провести в дома. Естественно, за деньги. Сейчас на весь райончик всего две колонки. Семье из трех человек на день нужно ведер шесть, ну а если стирка, то все двенадцать. А здесь еще и огород у каждого — поливать требуется. Хотя огородики и маленькие, в среднем сотки по три, но воды наносишься. Плата же за домашний водопровод зависит от удаленности дома от колонки. От домов Ирины и дяди Миши — они соседи — до колонки метров 30, значит, для них водопровод будет стоить 30 тысяч рублей. Дороговато даже для семьи, где все работают. А где взять такую сумму одинокому пенсионеру? В основном здесь и живут пожилые люди. А еще в нескольких домах обитают цыганские семьи, так летом они на колонке и посуду моют, и белье полощут. «Разводят грязь», — жалуются соседи.

Другая проблема для жильцов частных домиков — баня, опять же воды наноси, да дров за зиму кубов пять сожжешь. Но хуже тем, у кого бани вовсе нет. В общественную баню далеко ходить, да и дорого для пенсионеров по 60 рублей за помывку отдавать, вот и ходят к соседям, у кого бани построены.

Канализации, понятное дело, тоже нет, но эту проблему многие с появлением биотуалетов решили.

«Мы уж ко всему этому привыкли, — говорит Ирина, — настоящая беда — крысы, от них не спасают даже кошки, хотя все держат, и не по одной. До нынешнего года в каждый дом сотрудники санэпиднадзора носили отраву, а в этом году перестали, по каким причинам — неизвестно. Вот грызуны и почувствовали свободу».

А еще жителей деревенского квартала очень беспокоит состояние речки Серовки, которая здесь протекает. Под мост через речку по какому­то негласному договору машины, едущие из города, сваливают мусор, превращая берега в свалку. Разгребают же городские «подарки» жители райончика собственными силами. «Соберемся вместе с местными бабушками и устраиваем субботник по очистке берега», — рассказывает Ирина.

Нет в деревенском квартале магазина, из транспорта поблизости только «пятый» автобус останавливается. Да еще зимой приходится центнеры снега перелопачивать, снегоуборочные машины здесь редкость. Но несмотря на все неудобства, жители частных домов довольны условиями своей жизни. Привыкли. «У нас зато тихо здесь, — говорят, — спокойно. Воздух чистый. А летом и вовсе красота».

Еще лучшего мнения о «деревенской» жизни владельцы новеньких коттеджей. Почти в центре города, на Московском проспекте, рядом с деревянными домиками как грибы вырастают кирпичные дома­красавцы. «Это же здорово, — отвечает на мой вопрос, почему решил отстроить дом, а не квартиру купить, хозяин одного из коттеджей, Петр. — Живешь в центральной части города и имеешь свой отдельный дом, без всяких там соседей сверху и снизу, которые бесконечно жалуются на громкую музыку после одиннадцати и тому подобное. Квартира для меня — все равно что клетка, и никакой балкон не спасет. А здесь — распахнул дверь, и ты уже на природе. Жена вот по весне столько цветов вокруг дома насажала — все лето как в раю жили». И вправду удобно здесь, у Петра отстроена шикарная баня, во дворе своя колонка, пробурили скважину, здесь и гараж, не надо бегать в другой район за машиной или платить немалые деньги за автостоянку.

«Конечно, недешево обо­шлось строительство, но того стоит, — говорит Петр. — Главное, я думаю, была б голова на плечах и руки на месте у хозяев, тогда и в частном доме можно жить припеваючи». Пока в доме печное отопление, но в планах решить проблему обогрева с помощью современных систем.

Самое интересное, что, должно быть, наши мини­деревеньки еще долго не исчезнут с лица города. Как объяснили в мэрии Череповца, большинство деревянных домов деревенского типа находятся в частной собственности, а значит, не могут быть снесены, даже во имя улучшения инфраструктуры города. Един­ственное, чего могут опасаться в этой связи владельцы частных домов, — заинтересованность в их земельном участке какого­либо инвестора. Ну, например, захочет кто­то остроить на месте деревянного района торговый центр, тогда его задача будет — очистить территорию под застройку, но только посредством взаимовыгодных соглашений с собственниками. Инвестор может предложить купить дом или предоставить другое жилье, а соглашаться или нет на предложенные условия, это уже дело хозяйское. И все равно неспокойно на душе у некоторых жителей деревянных построек: а вдруг не захочет какой­нибудь недобросовестный инвестор возиться с несговорчивыми собственниками? Словом, боятся жильцы деревянных домов поджогов. Их можно понять, ведь не так давно один за другим полыхали старые деревянные дома в центре города.

Оксана Бакина
№218(21885)
17.11.2006

Источник: Газета «Речь»