10 ноября 2006 года. 10:16

Принудительная услуга

Сотрудники череповецкого медвытрезвителя спасают здоровье, жизнь и имущество горожан
Обычно поздравляя сотрудников правоохранительных органов с Днем милиции, вспоминают оперативные службы, следствие, защитников общественного порядка. А об этом маленьком подразделении, не очень популярном в народе, говорят редко. Может быть, потому, что ни один из употребляющих алкоголь не застрахован от возможной ночевки в стенах вытрезвителя.

Несмотря на то что основным персоналом вытрезвителей сегодня остаются милиционеры, главная роль в его работе отводится медикам. Как рассказала начальник череповецкого медвытрезвителя Анна Симанова, в каждой дежурной смене работают два фельдшера. Однако и весь милицейский персонал, находящийся в вытрезвителе с целью обеспечения порядка и безопасности тех же докторов, проходит обязательное обучение оказанию медпомощи, правильному определению степени опьянения.

А порой очень важно вовремя определить эту степень. Многие из больных, нередко имеющих группу инвалидности, продолжают употреблять алкоголь. И как утверждает Анна Владимировна, немалая часть из них до сих пор жива только благодаря своевременному вмешательству работников вытрезвителя. Ведь при алкогольной коме, которая нередко случается у больных диабетом, эпилепсией, сердечными и гастрозаболеваниями, дорога каждая минута, а то и секунда. И такие ситуации в череповецком вытрезвителе — явление практически ежедневное. Только за 10 месяцев текущего года медицинская помощь в его стенах оказана 1618 горожанам, 246 из которых были направлены для дальнейшего лечения в медучреждения.

Алкоголь не только вредит здоровью. Пьяный человек — либо потенциальная жертва преступников, либо сам потенциальный преступник. По словам Анны Симановой, у многих доставленных в вытрезвитель при личном досмотре обнаруживаются ножи различных размеров и назначения.

Кроме того, сегодня все попадающие в стены вытрезвителя проверяются по адресной базе, дактилоскопируются, а с их обуви снимаются оттиски следов. Также их сверяют с лицами, объявленными в розыск. Все это делается для выявления среди контингента клиентов вытрезвителя возможных преступников.

И такая работа приносит результаты. Только в этом году в вытрезвителе были задержаны 50 человек, находящихся в розыске, и 32 подозреваемых в совершении преступлений.

Так, в начале октября с футбольного матча в вытрезвитель был доставлен пьяный болельщик, приехавший в Череповец с фанатами одной из команд. При проверке выяснилось, что задержанный находится в федеральном розыске в связи с совершением в г. Муроме тяжкого преступления.

Процедура помещения в вытрезвитель — процесс, оговоренный законодательством. Любого сегодня в вытрезвитель забрать нель­зя, имеется ряд ограничений. Впрочем, одно из них с правовыми нормами не связано — это количество «вакантных» мест. Вместимость городского вытрезвителя — всего 50 человек: три «мужские» палаты и две «женские».

Доставляют пьяных в вытрезвитель разные службы УВД: и БППСМ, и ОВО, и ГИБДД, и ОМОН, и спецназ, и, естественно, машины самого вытрезвителя, а их, к сожалению, всего две из положенных девяти. У доставленного первым делом медики определяют степень опьянения по результатам тестирования и внешнего осмотра. При сильном опьянении, обнаружении телесных повреждений или при подозрении на хронические заболевания вызывается «скорая». Кстати, в вытрезвитель помещаются лишь лица, находящиеся в средней степени опьянения. Легкая степень позволяет отпустить доставленного домой.

После тестирования фельдшер осматривает и опрашивает клиента. Причем с самого момента доставки пьяного в дежурную часть вытрезвителя включается видео­съемка. Фиксируются процессы осмотра, опроса, тестирования, и личного досмотра, и приема на хранение ценных вещей — вся процедура помещения в медвытрезвитель. И это уже не раз помогало милиционерам и медперсоналу избежать претензий со стороны клиентов. А иногда, как утверждает Анна Симанова, даже приходится доказывать бывшим клиентам, что именно их, а не кого­то иного доставляли в вытрезвитель и предъявленный счет за услуги — вовсе не ошибка.

Видеосъемка особенно необходима при приеме на хранение материальных ценностей.

— Только в этом году дважды к нам попадали клиенты, имеющие при себе крупные суммы денег, — рассказывает Анна Симанова. — Один мужчина продал машину и «обмыл» продажу. У него было при себе 123 тыс. рублей. Во втором случае клиент имел при себе 87 тыс. рублей как процент от какой­то сделки. Тоже «обмыл». Наутро, выписываясь из вытрезвителя, долго вспоминал, как он шиковал, как успел потратить немалую часть от полученного. Но к нам ни один претензий не имел. Хотя и спасибо от них не дождались.

После прохождения всех этих формальностей клиента дактило­скопируют и снимают оттиски с обуви, раздевают до нижнего белья и помещают в палату. Там ему определяют кровать, дают белье, одеяло, и он спит до вытрезвления, обычно это длится 10 — 12 часов. Выписка происходит дважды в сутки — утром с 9 до 11 часов и вечером до 21 часа. Пока клиент спит, дежурный проверяет его по адресному бюро, по дактобазе и по розыску.

Служба в вытрезвителе — далеко не сахар, а зарплата оставляет желать лучшего.

— Нередко клиенты попадаются буйные, — рассказывает начальник медвытрезвителя. — Каждый пьяный непременно считает, что он трезв, и норовит доказать это. Нередко с применением физической силы. И как бы сильны и упрямы ни были клиенты­мужчины, чаще персонал страдает от пьяных женщин. Это самый опасный и непредсказуемый контингент. Практически все доставленные к нам женщины яро сопротивляются помещению на вытрезвление, хотя сами плохо стоят на ногах и домой их отпускать попросту опасно. Они используют все средства, начиная от рыданий, упираний, нецензурщины и угроз и заканчивая ногтями, зубами и каблуками. Так, недавно один из сотрудников вынужден был отправиться на больничный с расцарапанным в кровь лицом. Сотрудница, усмиряя клиентку, получила перелом пальца. А не так давно один из милиционеров вытрезвителя лечился после укуса…

Бомжи — это отдельная история. Попасть в вытрезвитель для них счастье: сухая, чистая постель, теплое одеяло. Словом, курорт. Вот только куда потом деться от вшей, грязи и специфических запахов…

Однако бывает и вовсе особый контингент. В среднем раз в месяц в вытрезвитель попадают беременные женщины. Помещать их на протрезвление нельзя, на улицу тоже не отпустишь. Зачастую подолгу приходится разыскивать родственников, чтобы отправить будущую мамашу домой. С такой же регулярностью попадают и пьяные мамы с малыми детьми на руках. Тоже приходится разыскивать родственников.

— Аналогичная картина и с несовершеннолетними, — сетует Анна Владимировна. — А не так давно в вытрезвитель попал пьяный швед. Приехал со своими коллегами заключать какую­то сделку, перебрал и оказался на улице. По­русски — не бельмеса. Что с ним делать? В городе в таком состоянии оставлять его опасно — пара сотен долларов в кармане, документы, да и одет солидно… В конце концов поместили его в отдельную палату до протрезвления. Утром он, проснувшись, был удивлен и всем доволен. Уходил от нас с улыбкой. Ведь у них таких заведений нет.

Действительно, в большинстве зарубежных стран системы вытрезвителей не существует. Зато имеются службы, которые занимаются поиском на улицах и в общественных заведениях пьяных и доставляют их домой. Естественно, за плату. Все чинно, вежливо, без эксцессов. Впрочем, там и пьяные в большинстве своем ведут себя иначе, чем у нас.

А у нас служба в медвытрезвителе, как и во всей милиции, и опасна, и трудна. Но богоугодна. Как стало известно, достигнута договоренность об освящении помещения вытрезвителя владыкой Максимилианом, архиепископом Вологодским и Великоустюжским. И сегодня, в День милиции, ритуал освящения проведет отец Георгий, настоятель собора Рождества Христова.

Олег Цветков
№213(21880)
10.11.2006

Источник: Газета «Речь»