3 ноября 2006 года. 08:40

Новые эсеры

В субботу под названием «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» (СРРПЖ) официально оформилась вторая партия власти, «поддерживающая курс президента» и «защищающая интересы трудового народа». Ее рождение одновременно «благословили» главы светской и духовной власти России: президент Владимир Путин и — впервые в истории современного российского партстроительства — патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.
Как и планировалось, новая политическая сила образовалась путем слияния трех партий — «Родины», Российской партии пенсионеров (РПП) и Российской партии жизни (РПЖ). За пару часов до учредительного съезда «Справедливой России» эти партии провели в закрытом режиме свои ликвидационные съезды. «Родина», которая стала базой объединения, проголосовала за переименование в СРРПЖ и приняла новый устав. Затем «жизненцы» и «пенсионеры», написавшие заявления о вступлении в СРРПЖ, присоединились к делегатам съезда «Родины» и заслушали приветствия, посланные президентом и патриархом. Руководящие посты разделили на паритетной основе — в Центральный совет из 165 человек каждая из партий делегировала по 55 членов. Секретарем совета стал экс­лидер РПП Игорь Зотов. В президиум совета делегировано уже по 11 человек, и его секретарем стал экс­лидер «Родины» Александр Бабаков. Ну а председателем партии избран главный сенатор и экс­лидер РПЖ Сергей Миронов.

Членов «Справедливой России» с легкой руки журналистов тут же назвали эсерами. Впрочем, Сергея Миронова это ничуть не смутило. «Эсеры, между прочим, набрали 60 процентов голосов в той Думе, которую позже разогнали большевики», — нравоучительно сообщил он на состоявшейся после съезда пресс­конференции. В новом качестве глава Совета Федерации выглядел не меньшим забиякой, чем Зюганов или Рогозин. «Нас тут называют то второй партией власти, то какой­то ногой. Но партия власти — это «Единая Россия». Флаг им в руки, — заявил Миронов. — Пусть будут партией власти. А мы партия всего народа. И будем поддерживать курс президента! Мы с этого курса не свернем!» Миронов отказался встраивать новую партию в привычную шкалу «правые­левые»: «Рисуйте перпендикуляр, а на самом верху перпендикуляра рисуйте яркое солнце. Мы там». В заключение Миронов стал кому­то угрожать: «Когда многие, как опавшие листья с дуба, начнут перебегать из одного стана в другой, наша партия останется монолитной».

Несмотря на некоторый лингвистический парадокс, эсеры провозгласили себя социал­демократами (эсдеками). «Мы создали партию большинства, она будет защищать интересы трудового народа, — цитирует Миронова «Коммерсантъ». — Считаем, что в нашей стране очень много несправедливости. Поэтому начать надо с реформы заработной платы и пенсий». Эта реформа, в результате которой разница в доходах между 10 процентами самых бедных и 10 процентами самых богатых в России снизится с 30 раз, как сегодня, до двух, и станет, по словам Миронова, главным программным ориентиром «Справедливой России». В этой связи эсеры собираются изменить ситуацию с распределением прибыли от эксплуатации природных ресурсов страны. «Прибыль от них получает ограниченное число людей, список которых мы каждый год можем видеть в журнале «Форбс», — пояснил Миронов.

Говоря о предстоящих федеральных выборах, Миронов заявил, что преодолеть в 2007 году 7­процентный барьер для новой партии — «это не задача». «Мы будем решать другие задачи, реально конкурировать с «Единой Россией», — подчеркнул он. Чтобы ни у кого не возникло, не дай бог, сомнений относительно степени расхождения с первой партией власти, Миронов заявил: «Мы поддерживаем и будем поддерживать курс президента России и никому не позволим после 2008 года свернуть с этого курса. В этом вопросе наша партия будет монолитной». Миронов также сообщил, что предполагает довести численность партии до полумиллиона, а спонсировать «Справедливую Россию» будет малый и средний бизнес. «В любом случае с финансами проблем как не было, так и не будет», — приводят «Ведомости» слова Миронова.

Но одно дело сообразить на троих, свалив в одну кучу послушные партактивы, и совсем другое — объединить электорат прежде самостоятельных партий. В современной социологии просто не существует критериев оценки результата, который может дать объединение прежде заштатной «партии власти» (РПЖ с рейтингом, близким к арифметической погрешности), патриотов («родинцев») с сильным душком национализма и социальной партии (РПП), апеллирующей к активным избирателям преимущественно левой политической ориентации. Электораты объединяющихся партий не складываются механически в сумму, достаточную для победы на выборах, это не арифметика в начальной школе. Пример тому мы наблюдали в декабре прошлого года, когда СПС и «Яблоко», пошедшие в Мосгордуму единым списком и надеявшиеся на механическое сложение голосов своих сторонников, проиграли выборы вчистую.

Впрочем, главная проблема новой партии — время. За 13 месяцев, оставшихся до выборов в Госдуму, «Справедливая Россия» может банально не успеть стать эффективно действующей по всей стране, сформировать на местах работо­способные, профессиональные, а главное — избавленные от внутренних конфликтов структуры. И судя по тому, что представители слившихся партий в ходе недавних региональных выборов переходили врукопашную в прямом эфире, процесс этот вряд ли будет легким. На местах ячейки трех партий давно конкурируют друг с другом и сегодня не спешат выполнять требования своих вождей. Лидер петербургского отделения «Родины» Юрий Савельев, известный своим докладом по Беслану, уже не только заявил о выходе из партии, но и увел с собой в партию «Патриоты России» большинство петербургских однопартийцев. Подобные внутренние конфликты могут возникнуть в каждом из регионов.

История постсоветской полит­технологии дает множество поводов сомневаться в реальности новой партии. Поскольку Миронов и К° объявили себя «левыми» и залезли на поле, где уже вовсю играет КПРФ, имеющая свои соображения по поводу социальной справедливости, есть все основания полагать, что создана новая партия только лишь для окончательной зачистки политического ландшафта от надоевших Кремлю коммунистов. «Главное преимущество Миронова в том, что он — человек Путина, он надежен, и потому ему можно доверить роль оппозиционера, — заявляет в «Коммерсанте» Ольга Крыштановская, директор Института прикладной политики. — Весь этот партийный проект задумывался с одной целью — минимизировать риски избирательного цикла 2007 — 2008. Поэтому конкуренция «Единой России» и новой структуры — не более чем спектакль в театре, где все роли расписаны заранее и за всем этим стоит одна и та же группа».

Однако немало экспертов считает иначе. Известный политтехнолог Марат Гельман (архитектор «Родины» образца 1999 года) говорит в телеинтервью, что те, кого не устраивают «Единая Россия» и путинская бюрократия, но устраивает лично Путин, проголосуют за предложенную альтернативу. И если «единороссы» устроят эсерам нешуточную борьбу, это только повысит рейтинг последних. Еще один гуру отечественной политтехнологии Алексей Макаркин пишет в «Известиях»: «В первую очередь на этот проект будет ориентироваться та часть региональной элиты, которая не вписалась в «Единую Россию». В регионах ведь элита строится следующим образом: есть губернатор и близкие ему люди, есть глава Законодательного собрания и его люди, и есть еще мэр и его люди. Все они, как правило, состоят в «Единой России». И вот те, кто не вписался по каким­то причинам в эти группы, но претендует, тем не менее, на власть и влияние, как раз и пойдут к Миронову. Поэтому ими вторая партия власти будет востребована». А Дмитрий Орешкин, руководитель группы «Меркатор», считает, что потенциал партии Миронова даже превысит 25 %. «В современной ситуации электоральные перспективы складываются из двух ресурсов — административного и публичного, — пишет Орешкин в «Независимой газете». — Административная составляющая — это половина успеха. Это доступ к СМИ, гарантия, что тебе, как минимум, не помешают при подсчете голосов, лояльность местных и региональных властей. У Миронова эти ресурсы есть, потому что все знают, что он человек Путина и входит в его команду, формально третий человек в стране. Это очень важно для местных начальников, которые теперь понимают, что против Миронова работать опасно. Он главный козырь в «Справедливой России». Публичный ресурс у «Справедливой России» тоже в порядке, потому что они будут использовать левые популистские лозунги, которые нравятся избирателю.

Сергей Бегляк
№209(21876)
03.11.2006

Источник: Газета «Речь»