1 ноября 2006 года. 09:44

Руслан Борохович, менеджер СБК ОАО «Северсталь»: "Собираем соотечественников"

' +
+ — В Санкт­Петербурге состоялся второй Всемирный конгресс соотечественников за рубежом. Выступивший на нем президент России Владимир Путин предложил соотечественникам государственную поддержку — от финансовой помощи за рубежом до переселения в Россию. И заявил, что поддерж­ка соотечественников — «национальный приоритет России».

Российская диаспора за рубежом — одна из самых больших в мире. Она насчитывает около 30 миллионов человек. Диалог между российской диаспорой и исторической родиной не прерывался, он идет постоянно, и в последнее время — по нарастающей. Сейчас в России сложились качественно новые условия, которые значительно отличаются от тех, что были пять лет назад. Страна окрепла, появились более позитивные настроения. Я бы сказал, что начинает возрождаться гордость за страну, и это очень важно.

Каждый раз, когда с самых высоких трибун раздаются призывы «вернуть наших соотечественников на Родину», большин­ство населения эту идею дружно поддерживает. Но как только социологи начинают задавать уточняющие вопросы, картина общественного мнения меняется на прямо противоположную. Прежде всего, людям непонятно, кто такие эти самые соотечест­венники. Чаще всего под ними понимают «всех русских, живущих на территории дальнего и ближнего зарубежья». Именно русских, а не представителей остальных более чем 100 народов, населяющих Россию. Согласитесь, что в условиях многонациональной страны такой подход выглядит просто ксенофобски. В то же время часть граждан с российским паспортом считает соотечественниками «всех живущих за границей русскоязычных вне зависимо­сти от национальности», а каждый третий зачисляет в эту категорию вообще «всех граждан бывшего СССР».

Но это еще полбеды. Потому что когда людям задают конкретный вопрос: «Готовы ли вы принять переселенцев в вашем городе, районе, селе?», то выясняется: среди жителей Москвы и Питера «да» отвечают лишь 10 % граждан, в Сибири и на Дальнем Востоке (где острее всего ощущается нехватка рабочих рук) — соответственно 16 % и 19 %. Больше всего соотечественникам будут рады в сельской местности, но и там людей из­за границы с распростертыми объятиями встретят лишь 37 % местных жителей. Остальные произносят категорическое «нет».

Между тем я уверен, что возвращение в Россию людей с родным для нас менталитетом, имеющих российские корни, принадлежащих к русской культуре, не только позволит смягчить демографическую ситуацию, но и не породит новых межнациональных проблем и конфликтов. Необходимо учитывать следующее: кто­то по каким­то причинам не может или не хочет вернуться в Россию, но при этом они продолжают оставаться нашими людьми — серьезным ресурсом экономического и политического влияния на государства пребывания. Не использовать этот ресурс было бы крайне неосмотрительно.

Само понятие «соотечественник», как я считаю, определено законом достаточно широко. Многие из тех, кто хочет переселиться, уже являются гражданами Российской Федерации, у нас в странах СНГ несколько миллионов граждан России. Для других же прорабатывается облегченный режим приема в гражданство. С гражданством связано решение многих проблем: приехал, например, человек в Россию, устроился на работу, ему нужен ипотечный кредит, а не имея гражданства, получить его трудно.

К тому же процедура возвращения соотечественников и самые высокие замыслы могут быть сведены на нет равнодушием, бюрократизмом, волокитой и безответственностью. Иногда только один чиновник, тормозящий решение конкретного вопроса, может разрушить доверие и надежды огромного количества граждан. Одним из основных моментов, на мой взгляд, является принятие решений в части предоставления всем российским соотечественникам, проживающих за рубежом, права безвизового въезда на территорию РФ. Необходимо максимально упростить въезд соотечественникам на свою историческую родину. Масштабность этих проблем требует скоординированной и долгосрочной государственной политики. Скажу больше: судьба огромной части нашего народа, которую сегодня мы называем соотечественниками, — это не просто один из вопросов внешней политики. Это во многом вопрос судьбы России вообще.


№207(21874)
01.11.2006

Источник: Газета «Речь»