30 октября 2006 года. 09:09

Александр Смирнов, председатель профкома коксохим­производства ОАО «Северсталь»: "Возрождение государства — в возрождении семьи"

' +
+ — За последнее время президент обнародовал несколько приоритетных программ. Это и возрождение сельского хозяйства, и жилищная программа, и программа возрождения семьи… Вот уже второе десятилетие идут преобразования в России, но до сих пор, как мне кажется, ни у руководства страны, ни у простых граждан нет четкого представления о том, в каком мире мы живем, какое общество строим. Многие наши ведущие ученые, политики, представители культуры говорят о том, что надо сформулировать и разработать национальную идею. Иными словами, мы должны знать, к чему надо стремиться при построении нового общества. На мой взгляд, национальная идея должна заключаться в возрождении экономически сильного российского государства, заселенного духовно здоровым многонациональным обществом. И хотя нет в России еще четкой формулировки цели, мне кажется, что приоритеты в национальных программах, предложенных президентом, расставлены правильно. Главный из них, я считаю, — программа возрождения семьи, ибо семья — это самая маленькая ячейка общества, его атом. Будет сильной, здоровой духовно и физически семья — будет таким и общество в целом.

И подход к возрождению института семьи необходим всесторонний. Во­первых, семья должна быть полной, запрограммированной на долгую совместную жизнь. Это возможно тогда, когда и мужчина, и женщина в обществе, в семье имеют высокий авторитет, высокий жизненный статус.

Мне и в своей работе нередко приходится сталкиваться с тяжелыми женскими судьбами. Ведь в случае распада семьи женщина «тащит» ее дальше, и, как правило, успешно, но с какими моральными и физическими затратами! Не снимая за это вины с мужчин — все же можно заметить, что огромная доля вины лежит на обществе. От природы мужчина — охотник, то есть кормилец семьи; женщина — хранительница домашнего очага. Я не против активного участия женщин в жизни общества, я за то, чтобы общество помогло мужчинам восстановить свое достоинство.

У мужчин и женщин от природы разная психология, мужчины тяжелее переживают неудачи в жизни. Мужчин морально убивает невозможность зарабатывать столько, чтобы его семья имела достойное жилье, вела достойный образ жизни. Зачастую отсюда и большое число разводов, и малое количество детей в семье. Часто слышишь, что второго ребенка заводить рискованно, на что, мол, детей одеть, прокормить, вырастить?! Но как же наши родители, бабушки и дедушки имели большие семьи и не особо боялись, что не вырастят детей? У них не было опасений по поводу того, что семья может распасться, ведь дети, в конце концов, это родительский капитал.

К восстановлению роли женщины надо подходить иначе — со стороны восстановления ее чистоты. Эмансипация — дело хорошее, но от природы, я думаю, не может быть равенства между мужчиной и женщиной. Девочек надо с детства настраивать на самоуважение, на сохранение собственного достоинства. Сколько раз в жизни приходилось убеждаться, что женщина более ранима и чутка: она воспринимает негативную ситуацию быстрее, а выходит из нее тяжелее.

До боли обидно видеть на улице девочек, девушек с сигаретами и пивом, при этом зачастую матерящихся. Не редкость на улице в таком состоянии и молодые мамаши с колясками.

А когда сходятся мальчик, воспитанный без нужного мужского внимания, как правило, боящийся ответственности, и эмансипированная девочка, не способная найти бескровный выход из конфликта, — где же здесь быть прочной семье, уверенной в завтрашнем дне, и где же здесь быть большому количеству детей?

Вот и получается, что двое детей — уже многодетная семья; чаще один ребенок, а в столицах уже мода и на бездетные семьи!

А большие семьи — это «и радость, и горе — все поровну». Уже сколько жизненных судеб приходилось видеть, когда у един­ственного ребенка уходят из жизни родители, и в плечо уткнуться некому!

Поэтому я считаю, что крепкое государство невозможно без института крепкой семьи.


№205(21872)
30.10.2006

Источник: Газета «Речь»