26 октября 2006 года. 11:12

«Наехали» — и приехали. На скамью подсудимых

Закончено следствие по нашумевшему в конце марта делу о вымогательстве с участием известного череповецкого предпринимателя и двух представителей чеченской диаспоры из Москвы.
Хотя личность главного обвиняемого в этом деле сегодня ни для кого из череповчан секретом не является, мы, следуя требованиям законодательства, не будем называть его фамилию — назовем Николаем П. Ведь суд еще не состоялся и не вынес своего решения.

По словам старшего следователя прокуратуры Максима Колымаева, занимавшегося расследованием этого дела, собраны достаточно полные доказательства вины всех участников вымогательства, построенные на показаниях свидетелей, потерпевших и самих обвиняемых, а также на заключениях экспертизы. Сейчас следствие закончено, материалы дела переданы для рассмотрения в череповецкий городской суд. Все три его фигуранта обвиняются в вымогательстве (ст. 163 УК РФ), а один еще и по ст. 318 УК РФ, за применение насилия к представителю власти. Оперативное обеспечение расследования осуществлял 5­й отдел УБОП. Именно группа по борьбе с терроризмом этого подразделения и начала в свое время оперативную разработку в отношении прибывших в Череповец чеченцев.

Напомним, как, по версии след­ствия, разворачивались события, ставшие поводом для возбуждения уголовного дела.

23 марта 2006 года Николай П. вместе с прибывшими из Москвы чеченцами Увайсом Б. и Леидом Х. под угрозой насилия вымогали деньги у двух череповецких предпринимателей — Д. и В. Сначала направились «в гости» к Д. Леид Х. остался внизу у подъезда, а Николай П. и Увайс Б. поднялись к квартире. Однако Д. дома не оказалось, визитеров встретил его тесть, которому Николай прямо на лест­ничной площадке и заявил, что намерен получить с Д. 50 тысяч рублей.

Как он пояснил, Д. в 2004 году продал ему дачный дом за 250 тыс. рублей. Однако когда у Николая П. появились немалые долги и он был вынужден распродавать свое имущество, дачу у него согласились взять в счет погашения долга лишь за 200 тыс. рублей. По мнению Нико­лая П., Д. его обманул при продаже, а потому должен возместить 50 тысяч.

Требования свои он сопровождал нецензурщиной и угрозами расправы. А Увайс Б. сообщил пожилому собеседнику, что если его зять не отдаст деньги, то попросту исчезнет. В подтверждение серьезности своих намерений заявил: «Я чечен». В конце концов мужчина скрылся в квартире и по телефону сообщил о «наезде» зятю. Тот, в свою очередь, обратился за помощью в милицию.

Через час те же персонажи и с подобными же намерениями появились в другом месте — в представительстве одной из страховых компаний, которым руководил В. Как оказалось, двумя годами ранее Николай П. в этой компании застраховал свой «БМВ­730». Автомобиль стоил около миллиона, и страховая премия составила более 90 тысяч рублей. Однако за страховой период с машиной ничего не произошло. Николай решил, что потратил деньги зря, а потому… потребовал их обратно.

И этот «наезд» проходил по тому же сценарию: крики, нецензурщина и угрозы. Все трое визитеров были уже не вполне трезвы. Бравируя своей национальной принадлежностью, чеченцы твердили В., что если он не отдаст деньги, то не будет жить — они «порежут» его и всю его семью. Один из них, взяв со стола фотографию семьи В., задумчиво высказался: «А могли бы жить…»

К счастью, В. смог незаметно для визитеров нажать тревожную кнопку ОВО.

Как оказалось, вмешательство сотрудников вневедомственной охраны было весьма своевременным. Отслеживавшие действия приезжих чеченцев оперативники антитеррористического подразделения 5­го отдела УБОП к тому времени смогли установить личности фигурантов. Выяснилось, что один из них находится в федеральном розыске по подозрению в участии в похищениях людей. По­этому руководство 5­го отдела УБОП приняло решение о немедленном задержании всех троих.

Однако задержание прошло не столь гладко. Если присмиревшие чеченцы вели себя довольно спокойно, то Николай П. оказал отчаянное сопротивление.

Когда один из сотрудников ОВО пытался усадить его на заднее сиденье служебной машины, Николай, развернувшись, несколько раз ударил его по лицу, а затем нанес несколько ударов по голове подвернувшейся под руку милицейской защитной каской. Подоспевшим на помощь коллеге сотрудникам милиции пришлось укладывать разбушевавшегося предпринимателя, что называется, лицом в асфальт.

Олег Цветков
№203(21870)
26.10.2006

Источник: Газета «Речь»