26 октября 2006 года. 02:02

Череповецкий мир и вологодские войны

Вчера в Вологде прошли похороны Владимира Чагура, известного в определенных кругах как Володя Рязан­ский, и его друга, сотрудника охранного агентства «Блок Пост» Андрея Коваленко. В ночь на минувшее воскресенье оба были расстреляны неизвестными в подъезде дома № 9 по Пошехонскому шоссе.
Очередное заказное убий­ство стало предметом пересудов вологодских обывателей. Впрочем, «заказняками» вологжан не удивить. В областном центре в течение 90­х и 2000­х годов таких преступлений совершено ровно втрое больше, чем в Череповце. Почему?

Как считает помощник мэра Череповца по вопросам безопасности Николай Паликов, это обусловлено прежде всего тем, что наши города различаются как исторически, так и социально­экономически. Сам Николай Паликов, проработавший практически все «горячие» 90­е начальником УВД Череповца и сегодня продолжающий заниматься вопросами безопасности, отлично знаком с криминогенной ситуацией в городе, ее историей и спецификой.

— Конец 80­х — начало 90­х россиянам запомнились массой заказных убийств, прокатившихся волной по всей стране, — рассказывает Николай Васильевич. — Отстреливали «красных» директоров, не желавших подпускать «новый» бизнес к предприятиям, отстреливали руководителей банковских структур, крупных коммерсантов. Словом, тех, кто был ближе всего к деньгам или к их распределению. Мы в Череповце этого смогли избежать.

Действительно, на памяти череповчан остались, пожалуй, лишь четыре громких «заказняка». Это покушение на директора фонда «Доверие» Карачева, убийство предпринимателя Сергея Шевкуна, покушения на предпринимателей Николая Панфилова и недавнее — на Людмилу Белову. Все они связаны со средним и малым бизнесом. Причем два последних, как считают сотрудники правоохранительных органов, имеют в первую очередь бытовую подоплеку. В трех из четырех перечисленных покушений «заказанные» предприниматели в итоге остались живы, а сами преступления вскоре были раскрыты. Единственным темным пятном остается убийство Сергея Шевкуна. Но по рассказам сегодня уже бывших сотрудников УБОП, занимавшихся тогда его раскрытием, это преступление имело более глубокие, вероятно, политические корни. В процессе работы над ним оказывалось очень большое давление, и ко многому оперативников тогда попросту не подпускали.

— К 1988 году стало ясно, что в Череповце, как и в других городах Союза, появляется новое течение в криминальном мире, неотъемлемое от едва нарождающегося бизнеса, — рассказывает Николай Паликов. — Мы сумели просчитать события на несколько шагов вперед. Отслеживали ситуацию в других городах со схожей инфраструктурой, изучали работу правоохранительных органов в этих городах и учились на их опыте. А к тому времени новому криминалу мы могли противопоставить лишь замученный общеуголовной преступностью уголовный розыск и элитный ОБХСС, занимавшийся лишь хищениями госсобственности.

Упреждая события, в 1989 году в УВД Череповца из числа наиболее подготовленных сотрудников ОУР и ОБХСС создали отделение по борьбе с организованной преступностью. Официальным подразделением оно стало только через год, после приказа по МВД. Но «де­факто» к тому времени оно уже сумело набраться опыта и определить пути борьбы с оргпреступностью новой формации. В 1990 году у отделения появилась и силовая поддержка в виде группы захвата под руководством Николая Бурцева. В 1993 году эта группа была преобразована в СОБР — отряд, отлично подготовленный к силовому сопротивлению оргпреступности.

— Также сработали на упреждение, создавая ОМОН, — добавляет Николай Паликов. — Правоохранительные органы — и УВД, и ФСБ, и прокуратура, и суд — работали тогда как единое целое. Все перечисленное вкупе и стало сдерживающим фактором для развития в нашем городе общеуголовной оргпреступности.

Отдел БОП контролировал ситуацию: криминалитет, осознавая, что находится под пристальным наблюдением, был малоактивен. СОБР работал жестко, но справедливо — никогда не позволялись провокации типа подбрасывания наркотиков или патронов. Поэтому члены суще­ствовавших в городе криминальных группировок одновременно боялись и уважали собровцев.

— Экономика Череповца способствовала более стремительному, чем в других городах, накоплению средств представителями нового бизнеса, — подводит итог Николай Паликов. — Вместе с тем достаточно спокойная криминальная обстановка позволяла им свободно работать, не имея никакой «крыши». Вообще, тогда криминальным покровительством пользовались лишь те, кто сам этого хотел. Большинство представителей криминальных структур начала 90­х тоже быстро сделали соответствующие выводы и ушли в легальный бизнес. Когда же у них появилось что терять, они оказались сами не заинтересованы в приходе иногородцев, а потому, разделив между собой сферы влияния, сделали все, чтобы избежать нового передела собственности, которому как раз и сопутствуют кровавые разборки и заказные убийства.

Хроника вологодских заказных убийств.

1994 год. В гаражах микрорайона Тепличный застрелен один из криминальных авторитетов Сергей Жилин. Убийство не раскрыто.

1996 год. С разницей в два месяца застрелены Алексей Шерохов и Алексей Попов. По обоим убий­ствам задержаны пять человек. Все осуждены.

1997 год. В квартире дома на ул. Фрязиновской из обреза застрелены дочь директора областного отделения Центробанка Валерия Носкова и предприниматель, ее любовник. Не раскрыто.

2000 год. Загадочно пропали криминальные авторитеты Сергей Буев и Эдуард Кучумов. «Жигули» Буева позже нашли сгоревшими. Его и второго пропавшего ищут до сих пор.

2001 год. На ул. Горького убит известный в криминальных кругах 40­летний Владимир Крымов (кличка Боцман).

2002 год. На ул. Южакова около авторынка застрелен Алексей Тарабухин (кличка Шайба). Не раскрыто.

2003 год. В Петербурге в лифте вместе с сожительницей застрелен вологодский коммерсант Андрей Перелыгин (кличка Перик). Не раскрыто. На ул. Благовещенской у дома сожительницы убит «смотрящий» по городу Андрей Захаров (кличка Захар). Не раскрыто. На Кирилловской трассе в ДТП погиб новый «смотрящий» по городу Сергей Аркадьев (кличка Аркаша). Его «ВАЗ­21099» столкнулся с «Запорожцем». Главная версия — убийство с инсценировкой автокатастрофы.

2004 год. Ночью в лифте на ул. Фрязиновской застрелен Алексей Григорьев, начальник службы безопасности фирмы «Диалог плюс». Не раскрыто.

В доме микрорайона Тепличный зарублен топором «смотрящий» по городу Николай Каплин (кличка Капля). Осужденный за его убийство Михаил Конев приговорен к 13 годам.

21 октября 2006 года. В подъезде на Пошехонском шоссе из автомата расстреляны Владимир Чагур (кличка Володя Рязанский) и охранник ЧОП «Блок Пост» Андрей Коваленко.

Многие из перечисленных лиц — предприниматели с криминальным прошлым, имевшие отношение к игровому бизнесу.

Олег Цветков
№202(21869)
25.10.2006

Источник: Газета «Речь»