16 октября 2006 года. 09:48

Сплошной Октябрьский мост

Выставка «Мой город» показала, что череповецкие художники мостов не сжигают. Они их рисуют
Когда­то самый, пожалуй, знаменитый среди художников конкурс назывался несколько иначе — «Старый город». Вот и рисовали наши живописцы и графики череповецкие здания, в официальных бумагах проходящие как ветхое жилье. Вместе с названием меняется и специфика — участников «отпустили» к кирпичным коробкам и плиточным модулям. Маститый Владимир Дмитриев не пожалел многих часов работы для изображения типового зеркального корпуса банка. Тоже по­своему красиво. И теперь перед выставкомом разворачивается изображение живого и динамичного города. На половине картин — спешащие люди и летящий на красный свет транспорт. «В этом году авторы подошли к выполнению работ более ответственно. Появился вечерний город, зимний город, вода появилась», — говорит глава регионального отделения Союза художников России Александр Шебунин.

Мы подоспели в Дом художника, когда картины, отобранные для выставки­конкурса, вывешивались. Тридцать пять работ пятнадцати авторов. Пятеро здесь, с бечевкой и ножницами. «Мой город» Эрнеста Румянцева вряд ли заинтересует иногороднего. Нет, мастерство художника вне сомнений, но очень уж заурядна его натура, если не смотреть на нее через призму ностальгии по городу детства. Вот Красноармейская площадь, а вот синяя пятиэтажка с колоннами на перекрестке Металлургов и Сталеваров. Искусствоведческие рассуждения плавно перетекают в биографические. «Я жил когда­то в этом доме. Здесь трамваи разворачивались, грохот такой стоял…» — делится воспоминаниями Эрнест. На его картинах редко увидишь банеры, рекламу, магазинные вывески и прочую преходящую мишуру. «Изображаю их, когда требуется световое пятно», — говорит художник. А как же правда творчества? Условие конкурса — изобразить лицо города. Кто же обвинит портретиста в том, что польстил позируемому, очистив лицо от шрамов и язв?

В выставочном зале Дома художника, за три часа до открытия конкурса напоминающем картинный развал, носится очень занятой и забрызганный краской по самую бороду Александр Качуланов. Сколько конкурсов, в том числе и с краеведческим уклоном, в его послужном списке. А все находит в родном городе что изобразить. «Эта работа родилась из этюда, — говорит он, указывая на пейзаж, схожий с деревенским. — Этого дома сейчас уже нет. Натуру для себя выбираю очень просто: гуляю по Череповцу, что­то приглянется, чего раньше не замечал. Но все же любимым местом прогулок остается район Советского проспекта и Соборной горки».

В этом Александр Качуланов не оригинален — виды упомянутого проспекта и указанной горки мелькают на выставке там и сям. А еще не упомянутый, но всем известный мост, из года в год сохраняющий за собой пальму первенства как самого изображаемого городского объекта. Александр Шебунин выдвигает идею издать альбом одного моста. Да, Октябрьский всегда остается Октябрьским, но как по­разному он входит в жизнь горожан. У одного свадьба, новую жизнь начинает, а другому претит существование, он хмуро глядит в серую воду — того гляди сиганет.

Сергей Виноградов
№195(21862)
16.10.2006

Источник: Газета «Речь»