6 октября 2006 года. 09:28
Поздно пить боржоми…
Россия обречена на конфронтацию с наследниками Берии
Ответив на «шпионскую атаку» Михаила Саакашвили жесткими экономическими санкциями, Россия впервые показала, что может пойти на серьезные меры внешнеполитического давления ради защиты своих людей и интересов. В результате президент Грузии получил совсем не то, что хотел. «Шпионская карта» им проиграна, а экономике Грузии нанесен хлесткий удар.
Михаил Саакашвили устроил самую наглую провокацию против России после возвращения из Вашингтона, где ему расстелили ковровую дорожку в НАТО и дали трибуну в ООН, с которой он впервые обвинял Россию в «аннексии и бандитской оккупации Абхазии и Южной Осетии». Те беспрецедентные оскорбления сошли грузинскому президенту с рук, и он решил дальше дразнить Москву. Арест шести российских офицеров, обвиненных в шпионаже, и оцепление в Тбилиси штаба Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ) с требованием выдать еще одного военного происходили с нарочитой театральностью. Такой же фальшью отдавали транслировавшиеся по местному телевидению «показания» задержанных вместе с россиянами «грузинских агентов», которые были готовы признаться во всех смертных грехах. Официальные же лица лишь подливали масла в огонь, намеренно провоцируя Россию на неадекватные действия. Так, глава МВД Грузии Вано Мерабишвили, выступая в прямом телеэфире, заявил: «Россия еще никогда не была такой незащищенной и беспомощной, как сегодня. Я понимаю, она оказалась в очень непривычной для себя ситуации. Весь мир увидел, что Россия — обыкновенная беспомощная страна и миф о всемогуществе ее спецслужб — всего лишь миф. Особенно болезненно для нее, что такой удар ей нанесла Грузия…»
Зачем же официальному Тбилиси понадобилось столь грубо таранить и так еле живые отношения с Россией? На этот счет существует две версии. По одной из них Михаилу Саакашвили было необходимо таким образом добиться поддержки мирового сообщества для своей идеи, согласно которой российские миротворцы должны покинуть Абхазию и Южную Осетию, а вместо них в непризнанные республики должен быть направлен международный контингент. Грузии и ее союзникам из блока ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) уже удалось в достаточной степени обосновать свою точку зрения, чтобы вопрос о так называемых «замороженных конфликтах» на постсоветском пространстве был включен в повестку Генассамблеи ООН.
Однако есть мнение, что данную трагикомедию Михаил Саакашвили поставил прежде всего для внутреннего зрителя. Президенту, рейтинг которого за три года упал в два раза, нужно было, вопервых, запугать оппозицию (аресты ее лидеров начались еще в сентябре); а вовторых, сплотить народ якобы против внешней угрозы, исходящей в данном случае от «имперской России». Причем сплотить нужно было срочно. Ведь на 5 октября в Грузии намечены выборы в местные органы власти. И однопартийцам Михаила Саакашвили необходим накануне народного волеизъявления беспрецедентный истерический фон, заглушающий все социальноэкономические проблемы грузинского общества. «Саакашвили наслаждается кризисом; это его стихия, — отмечала немецкая Die Welt. — Не избалованный в последнее время успехами, он за несколько дней до местных выборов хочет блеснуть в качестве искусного политика. При этом он играет с огнем, наступая могущественному соседу на любимую мозоль». Не исключено, впрочем, что насчет реакции Москвы президент Грузии на первых порах вообще не беспокоился. Дескать, глотал Кремль и не такие пилюли. Проглотит и эту. Тем более что Джордж Буш обещал обеспечить ему внешнеполитическое прикрытие.
Надо признать, что первая официальная реакция Москвы была действительно робкой. Министр обороны Сергей Иванов заявил, что Грузии не удастся спровоцировать Россию на неадекватные действия, а министр иностранных дел России Сергей Лавров обещал инициировать международное давление на Грузию. Однако, как и следовало ожидать, Совет Безопасности ООН, куда обратилась Москва, так и не принял заявление по ситуации в Грузии. Заблокировали российский вариант документа, в котором действия Тбилиси были названы «провокацией», Вашингтон и Лондон. Тем временем президент Путин хранил молчание. Да и в целом замедленная реакция Кремля вызывала недоумение. «Бывало всякое, — комментировала инцидент «Комсомольская правда», — но так в наглую в Россию не плевал еще никто. Своими действиями Грузия фактически объявила нам войну. И ведь удивительное дело — Израиль изза двух похищенных солдат сравнял с землей половину Ливана. Здесь же мы имеем дело с натуральным измывательством над российскими военными. Их тормозят на дороге, мутузят, отбирают оружие, кидают в каталажку… А мы в ответ шлем ноты протеста и только обещаем «адекватно ответить». Дальше обещаний пока, увы, не доходит. А может быть, пора бы уже показать, что Россия — не какаянибудь банановая республика, а всетаки мировая держава, не зависящая, как Грузия, от подачек с Запада?» «Режим Саакашвили повел себя столь враждебно, что последние иллюзии, если у когото они еще и оставались, теперь окончательно развеяны, — продолжала газета «Известия». — С этой тбилисской властью мы едва ли сумеем когданибудь установить не то что дружеские, а даже просто уважительные, корректные отношения. Мы обречены на конфронтацию. А значит, в борьбе с таким противником можно отбросить сантименты и использовать самые жесткие средства».
Отзыв посла, эвакуация сотрудников посольства и членов семей военнослужащих ГРВЗ, прекращение выдачи виз грузинским гражданам и рекомендация россиянам воздержаться от поездок в Грузию — все эти меры, вероятно, насторожили команду Саакашвили, но не прекратили антироссийскую риторику. Президент Грузии, его министры и депутаты, как базарные скандалисты, не могли сразу остановиться и по инерции то посылали проклятия Москве, то звали на помощь Запад. Понастоящему же они поняли, что русский медведь вылезает из берлоги, только в воскресенье, когда наконецто на провокации отреагировал президент Путин. На совещании с членами Совбеза РФ президент заявил: «В Грузии брошены в тюрьмы наши военнослужащие. Это такой признак правопреемства политики Лаврентия Павловича Берии как внутри страны, так и на международной арене. Россию стараются побольнее ущипнуть, спровоцировать. Эти люди думают, что, находясь под крышей своих иностранных спонсоров, они могут чувствовать себя комфортно и в безопасности. Вот мы и посмотрим, так ли это на самом деле?» Через несколько часов Саакашвили срочно созвал полночную прессконференцию западных журналистов и заверил, что его «не пугают санкции России», однако уже было заметно, что грузинский президент струсил. На всякий случай он с не свойственной ему тоской в голосе заявил, что не верит в возможность военного столкновения с Россией. А в понедельник утром грузинская сторона поспешила объявить, что передает Москве всех арестованных российских офицеров.
Однако отрезвление пришло к Саакашвили слишком поздно. Заставить разбуженного русского медведя залезть обратно в берлогу оказалось не так просто. Рано утром в понедельник прекращено авиационное, автомобильное, железнодорожное и морское сообщение с Грузией. Вскоре транспортную блокаду усугубила почтовая. На очереди приостановка банковских переводов (грузинымигранты ежегодно переводят на родину от 1,5 до 2 миллиардов долларов, что почти равно расходной части бюджета Грузии). Кроме того, началась проверка соблюдения паспортного режима работающими в России мигрантами из Грузии (в стране работает более миллиона грузин, и только 1 % из них соблюдает миграционное и трудовое законодательство). Во вторник с показательного закрытия казино «Кристалл» (где тут же обнаружилось 84 игровых стола и 259 игровых автоматов, установленных без документов) прокуратура, милиция, налоговая инспекция начали зачистки в организациях, принадлежащих членам грузинской диаспоры (многие грузины, как известно, входят в криминальную «элиту» России). В порту Калининграда по обвинению в браконьерстве были задержаны пять рыболовецких судов, прибывших туда под грузинским флагом. На московских и петербургских рынках лицам с грузинской фамилией не выдают разрешения на торговлю. В ресторанах грузинской кухни (только в Москве их 124) появились санитарные врачи, которые действуют максимально жестко и обращают внимание даже на мельчайшие нарушения… Что еще можно предпринять антигрузинского? Разве что запретить есть шашлык. Или переименовать его в какойнибудь мясожар. При этом гражданам Грузии дают понять, что их положение в России лучше не будет, пока у них в стране президентствует наследник Берии — Михаил Саакашвили. Глава МИДа Сергей Лавров прямо заявил, что транспортная и экономическая блокада снята не будет, ибо Россия не намерена финансировать враждебный режим, занимающийся к тому же неуемной милитаризацией.
Сергей Бегляк
№188(21856)
06.10.2006
Цена проезда в Вологде подорожала за три месяца на 19 процентов при оплате безналом
С 1 января одна поездка на муниципальном автобусе или троллейбусе обходится в 44 рубля →
01 дек 2025, 12:59
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
30 ноя 2025, 01:23
