6 октября 2006 года. 09:28

Дети на диете

«Комплекс Барби» и ожирение — две крайности череповецких подростков
Остаться собой или заболеть анорексией? Именно такую дилемму ставит проблема лишнего веса перед многими, кто не подходит под известные стандарты. Самые уязвимые — подростки от 15 до 17 лет. Стереотипы и насмешки одноклассников могут стать толчком к решительным действиям, направленным на истязание своего организма. Результат — либо больница, либо, что случается чаще, подросток набирает еще больший вес.

Кого среди школьников больше: ребят с недостаточным весом или с избыточным? Как воспринимают полных ребят одноклассники? Как сами «нестандартные» относятся к своей фигуре? И наконец, может ли ребенок хотеть быть как модель? Это же идеал…

Между тем смерть на подиуме от истощения известной модели из Уругвая совершила революцию в модельном бизнесе. Задумались известные кутюрье: может, не стоит так зверствовать — выставлять на подиум дистрофичных девочек? Удивились: мол, что это мы не учитываем комплекцию большинства? Испугались модели­худышки, что невостребованными останутся. Только альтернативные модельные агентства, работающие не только с субтильными девушками, не удивились. «Мы изначально ориентировались на разных девушек. Клиенты уже давно просят для показов более женственные фигуры», — говорит директор череповецкого модельного агентства Ирина Седова. Она удивляется другому: почему на кастинги приходят только худые и высокие? Ведь покупатель должен видеть, как та или иная одежда смотрится на девушках разного сложения.

Молодым да худым везде у нас дорога. В большинстве магазинов ассортимент товара огромен, но только до 46 — 48 размеров. Остальные покупатели (а их большинство), кто не подходит под магазинно­модельные стандарты, скромненько перебирают те немногие вещи, что завезли «на всякий случай». «С худыми работать легче. Им подходит практически все, и выглядят они хорошо в любой одежде», — в один голос объясняют продавщицы. К тому же и знакомая многим льстивая фраза: «Да вы совсем не толстая!» — звучит не фальшиво.

Самая модная одежда, как правило, рассчитана на суперстройных. Джинсы с заниженной талией, прозрачные блузки — не ориентируются, видимо, модельеры на то, что у большинства покупательниц иные габариты...

Но ведь и полные себя таковыми не считают! Выискивают в магазине 48 размер и втискиваются в узкие юбки или брюки. Продавщицы, дабы ублажить любого покупателя, услужливо поддакивают: маломерки, мол. Вот почему ходят по улицам Череповца, да и не только, джинсы с заниженной талией и трясущимся «холодцом».

Есть такая профессия — диетолог. Востребованная, но в Череповце пока мало таких врачей. Это удивляет вдвойне, если учесть, что спрос на книги и брошюры по диетам и фитнесу с каждым годом увеличивается. В этом году особой популярностью пользуются именно книги по диетам: капустной, кефирной и — лидер продаж — кремлевская диета. Берут же люди! И наверно, худеют, раз спрос растет. В каждой такой книжечке дается инструкция, как самостоятельно рассчитать свой идеальный вес, хотя делать этого не рекомендуется. Только врач­терапевт или диетолог может правильно его определить. В книгах же зачастую приводятся «самодельные» таблицы. Это подтверждает и врач­диетолог детской городской больницы Ольга Малашкина. Она отмечает, что, следуя написанному в «диетических» книгах, можно серьезно пострадать. Для каждого человека рацион похудания рассчитывается индивидуально.

В первую очередь от так называемого «синдрома Барби», соответственно и от «левых» брошюр с диетами, страдают подростки. Они еще не сформировались как личность, пробуют все методы, обещающие быструю потерю веса. «Неразделенная любовь, унижения со стороны мальчиков­одноклассников, наконец, стереотипы, навязанные журналами мод, — все это формирует в девочке­подростке сильное желание похудеть. Причем любой ценой», — рассказывает Ольга Борисовна. Дети не задумываются о том, какой вред они наносят своему организму таким «самопохудением».

К врачу обращаются уже в крайних случаях, когда помочь способен только психотерапевт. В таких случаях речь идет о нервной анорексии.

Что только не придумывают подростки, чтобы избавиться от лишнего веса. По обрывочным сведениям, где­то слышанным, виденным, прочитанным, они добровольно вводят режим­контроль для всех своих естественных желаний. Ограничение в еде — одно из самых безобидных, хотя уже это может привести к полному истощению. Те, кто не занимался спортом, начинают ходить в тренажерный зал с необыкновенным рвением. Ежедневное взвешивание превращается в ритуал. В ход идут и лекарственные препараты — мочегонные и слабительные. Вычитанный где­то совет «больше двигаться» воспринимается буквально — время сна ограничивается до четырех часов. А если сверстники замечают: «Завидуем твоей фигуре», можно и потерпеть...

Но ночами мучают приступы голода, подросток начинает есть все подряд, и вес набирается еще быстрее, а по утрам появляется чувство вины.

«Комплексом Барби» страдают чаще всего отличницы с завышенными требованиями к себе. Бывает, что родители обращают чрезмерное внимание на фигуру дочери и одергивают, если та за обедом просит добавки. Эти же родители и приводят потом своих детей к специалистам. Больные же отказываются верить, что они не выглядят толстыми.

В погоне за стандартами результата добиваются единицы. Обычно те, кому потом требуется помощь психотерапевта из­за развившейся анорексии. Большинство же либо бросают начатое, не выдержав ограничений, либо набирают еще больший вес.

Главный педиатр города Галина Окунева замечает как раз значительный рост количества подростков с излишним весом. Оказывается, большинство­то подростков вовсе не переживают по поводу своей комплекции. Ведут сидячий образ жизни — за компьютером, иногда за домашними заданиями. Не отказываются от булочек и сладостей, а в ответ на насмешки по поводу своего веса предпочитают выдвигать «убойные» аргументы — машину папы или успешный бизнес мамы. Они уверены, что за деньги можно даже похудеть, если нужно.

Анорексия (греч. an — частица отрицания, orexis — аппетит) — отсутствие желания есть при наличии физиологической потребности в пище.

Анорексия нервно­психическая — упорный, обусловленный психическим заболеванием отказ от приема пищи при сохранном аппетите, сопровождающийся патологическим пищевым поведением (искусственные рвоты, прием слабительных, мочегонных), признаками физического истощения. Анорексии бывают подвержены и мальчики. В основе болезни лежит неотступное стремление похудеть, которое больные реализуют путем диеты, физических упражнений, а нередко и клизм, слабительных, рвоты. В результате снижения веса перестраиваются обменные процессы, наступают психические изменения. Сами больные на снижение веса и утомляемость внимания не обращают. К врачу их обычно приводят родственники, обеспокоенные их значительным похуданием. Лишь у части больных имеются соматические жалобы, обусловленные осложнениями (повреждения опорно­двигательного аппарата в результате физических нагрузок, сердечно­сосудистые нарушения вследствие голодания и гипокалиемии).

Основные признаки нервной анорексии:

• снижение веса более чем на 15% исходного;

• болезненная убежденность в собственной полноте даже несмотря на низкий вес.

Наталья Николаева
№188(21856)
06.10.2006

Источник: Газета «Речь»