3 октября 2006 года. 09:38

Талон-­возмутитель

Льготники восприняли в штыки новую систему учета пригородных поездок
Жалобы от льготников потоком пошли в муниципальную автоколонну № 1456: пассажиры возмущены тем, что с 1 октября их обязали перед поезд­ками на пригородных маршрутах заполнять так называемые посадочные талоны. Возле касс автовокзала в эти выходные начался ажиотаж: многие пенсионеры, по старой привычке опасаясь, что талонов не хватит, выстроились в очередь.

Систему учета пригородных перевозок, которую решили внедрить в Череповце областные чиновники, специалисты изначально оценивали скептически. С 1 октября все областные льготники должны заполнять посадочные талоны, в которых указываются номер льготного 200­рублевого проездного, номер удостоверения, фамилия пассажира и так далее. Чтобы от руки написать все эти данные, даже физически полноценный человек средних лет потратит десяток минут. Престарелые бабушки и дедушки зачастую без посторонней помощи сделать этого вообще не могут.

— Жалоб сейчас идет очень много. Иногда с нецензурными выражениями нас ругают, мол, чего тут придумали такое. На самом деле это не наша выдумка, и мы этой системой тоже не слишком довольны. У нас уже был опыт учета пригородных поездок: просто отрывали льготникам специальные билеты. Зачем понадобилось вводить посадочные талоны, мне не очень понятно, — рассказала «Речи» зам. директора по экономическим и правовым вопросам автоколонны № 1456 Елена Смирнова.

К проблемам с заполнением талонов прибавились и проблемы с их реализацией. 1 октября многие из льготников бросились к кассам, опасаясь, что талонов не хватит. Кассиры были готовы: их заранее проинст­руктировали выдавать не более 10 талонов на руки, хотя их вполне достаточно. Ограничение ввели, чтобы льготники сразу не расхватали те 30 тыс. талонов, которые сейчас привезены из вологодской типографии (в ближайшее время, кстати, будут доставлены еще 170 тыс. талонов).

Смысл устроенной неразберихи, по мнению идеологов талонной системы, в том, чтобы наладить учет количества перевезенных льготников. В дальнейшем по талонам будет определяться, сколько денег получит перевозчик в качестве компенсации. На практике это выглядит так: в автобусе кондуктор собирает талоны с пассажиров, вечером сдает в бухгалтерию, где ежедневно проводится подсчет, кто, куда и почем ехал. По­сле этого все талоны складируются в надежном месте до приезда областных проверяющих. Как эти проверяющие будут контролировать накопленные документы, сейчас не может сказать никто. Количество поездок даже по осени настолько велико, что объем бумаги окажется колоссальным.

Самое интересное при этом, что посадочные талоны, по сути, не решают проблему учета льготных пассажиров и открывают возможности для самых разных махинаций. Так, перевозчик может взять соответствующие базы данных (или использовать другой источник информации) и переписать в талоны номера удостоверений и проездных. Автобус на линию при этом выпускать не обязательно. Отличить «мертвые души» от настоящих льготников не сможет никакой проверяющий. Есть и еще одна тонкость: как выяснилось, на заполнение и сбор талонов на остановках уходит столько времени, что автобусы выбиваются из графика. С учетом всего этого транспортники уверяют: если ничего не изменится, следующим летом, когда поток людей станет в разы больше, и пассажиры, и перевозчики опять столкнутся с большими проблемами.

Андрей Ненастьев
№185(21853)
03.10.2006

Источник: Газета «Речь»