20 сентября 2006 года. 10:50

Кто хочет выплыть — не утонет

В соответствии с указаниями руководства холдинга «Северсталь­групп» на комбинате идет сокращение управленцев, а точнее — сокращение рабочих мест. В этом году план — 1000. На сегодня сокращены уже 413 человек. Как складывается их судьба? Что для них увольнение — крушение жизненных надежд или начало нового, более успешного этапа жизни?
Причина этого ЦУ от руководства понятна. «Северсталь» стремится стать современным и конкурентоспособным предприятием. Существует международная норма соотношения «белых воротничков» и «синих воротничков», то есть управленцев и непосредственно занятых на производстве работников. В Череповце образовался перекос: управленцев в четыре раза больше, чем на аналогичных предприятиях за границей. Вывод — надо сокращать.

Управление кадров начало с себя. Упразднен асессмент­центр. Занимался он сложнейшей задачей — оценкой кадрового потенциала менеджеров. Но такой центр, работающий на одно предприятие, — роскошь. Дешевле прибегнуть к услугам сторонней фирмы. Навряд ли кто из тридцати сокращенных сотрудников центра сегодня останется без дела: в Череповце одна из самых дефицитных позиций на рынке труда — грамотные менеджеры.

Но 30 человек — это не тысяча. Как складывается судьба остальных?

Сокращены 413 человек. Из них вышли на пенсию 63 человека. Это выгодно: «досрочникам» «Северсталь» выплачивает солидное выходное пособие.

Перевелись на другую должность внутри «Север­стали» 94 человека. Большей частью произошла простая перетасовка: на большом предприятии постоянно кто­то увольняется, кто­то уходит на пенсию, и пустующие места заполняются в первую очередь сокращенными специалистами. Но на рабочие должности перешли единицы… Как откровенно признались в приватной беседе они сами, пост у станка для них — трамплин для повышения. И есть все основания на него рассчитывать. Примером может служить карьера главного энергетика комбината Валентина Трубчанина. Правда, рабочая участь его миновала: будучи сокращенным специалистом управления по кадрам, он был переведен на вакантную должность в дирекцию стратегического планирования и проявил такие способности и знания, что сейчас он — один из топ­менеджеров, принимающих стратегиче­ские решения. Он из тех, для кого сокращение обернулось даром судьбы.

А для тех, кому не досталось нового места на родном предприятии, есть еще две поддерживающие руки.

Вторая — кадровый центр корпоративного университета «Северсталь». На его контроле сегодня состоят 160 человек, ищущих работу; с его помощью уже трудоустроились 15 человек. Как рассказала нам Светлана Корсакова, руководитель центра, одна из его главных задач — не дать растеряться в новой жизни тем, кто даже не подозревает об открывающихся перспективах. А они довольно широки, поскольку кадровый центр поддерживает деловое сотрудничество более чем с 300 организациями Череповца. Поначалу для сокращенных управленцев проводились информационные конференции с участием руководителей, остро нуждающихся в квалифицированных кадрах. (Небольшое отступление: на одной из таких конференций меня поразило, что практически все нынешние работодатели прошли через сокращение или через увольнение по настоянию руководства.) Сегодня центр перешел к тактике индивидуальной работы: она более эффективна. Для клиентов открыт свободный доступ на сайт центра, где есть информация о вакансиях, заработных платах на 62 промышленных предприятиях Череповца и многое другое. Кстати, выбор велик: сегодня город нуждается в 23 тыс. работников по 50 профессиям.

Как сказала Светлана Корсакова, одна из самых важных задач центра — психологическая и моральная поддержка. Есть люди, воспринимающие сокращение как личную трагедию. Приходится их убеждать в том, что в наше время это совершенно нормальное явление и кто не хочет утонуть, тот должен быть готов к дообучению или даже переобучению, чтобы влиться в новую среду.

Кстати, конкретный пример из жизни: Андрей Никаноров, сокращенный специалист электротехнического бюро, нашел себе место в Сбербанке. И сегодня он уже заместитель начальника административного отдела, который руководит всей электротехникой. Он мог бы сказать: «Слава богу, что сократили».

И третья рука поддерживающая — центр занятости населения. За этот год он устроил на работу 29 человек и трех направил на профобучение. По словам директора центра Татьяны Смирновой, специалисты с «Северстали» востребованы в городе. Но как правило, они имеют знания и навыки в очень узкой сфере; например, бухгалтер мог заниматься только проводкой денег по какой­то одной статье и не владеть другими бухгалтерскими операциям. На большом предприятии этого и не требовалось. А в небольшой фирме бухгалтер должен уметь делать все. Значит, нужно переобучение, и центр занятости может на него направить, причем за счет средств ЦЗН.

Своеобразным индикатором того, что сокращение на «Северстали» хорошо продумано и организовано, служит практически полное отсутствие жалоб уволенных на несправедливость. Рынок труда в Череповце сегодня достаточно емок; кто хочет выплыть, тот не утонет.

Юрий Сторожев
№177(21844)
20.09.2006

Источник: Газета «Речь»