12 сентября 2006 года. 18:10

Купите художника

Над фразой «Художник должен быть голодным» сами художники смеются и идут искать высокооплачиваемую работу. Понятно, что слова «дизайн» и «компьютерная графика» звучат престижнее, чем слово «учить». А искусство давно уже можно выгодно продавать. Большинство бывших студентов худграфа ЧГУ мечтают отнюдь не о школьной доске.
— Наши выпускники понимают, что если пойдут работать в школу, то будут получать 4 — 5 тыс. руб. в месяц, — считает проректор по учебной части ЧГУ Галина Комова. — Если же устроятся в какую-либо фирму дизайнерами, то их зарплата станет в разы больше. Удержать бывших студентов в школе дей­ствительно очень сложно. Эту проблему можно решить, если заключать договоры, согласно которым студенты после окончания университета должны будут несколько лет работать именно учителями.

Визаж и маникюр

Выпускница худграфа ЧГУ Алла Романова о школе уже и не вспоминает. На повестке дня у нее фэнтези-макияж и искусство нейл-арт. В центре внимания — красота во всех ее проявлениях. Среди клиентов Аллы самые известные люди нашего города — она визажист и маникюрист одного из лучших салонов красоты. На работу ходит, как на праздник:

— Для меня это место, где я отдыхаю душой. Это и работа, и хобби, и отдых — все в одном флаконе. Я поступала на худграф, зная, что потом пойду работать в лучший салон красоты. А в школе я себя даже не представляю. Хотя однажды вела внеклассный урок, учила девочек правильно делать макияж. Они меня задержали после урока на два часа!

О славе художника Алла и не помышляет. Ловя вдохновение, она создает на длинных ногтях своих клиенток хитроумные узоры:

— Художник — это слишком громко сказано. Я человек, который может сделать других людей красивее. И если работа художника исчисляется веками, то моя — часами.

Четыре года назад по приглашению столичного модельера Славы Зайцева Алла Романова, учитель по образованию, делала макияж участникам Всероссийского конкурса «Золотая игла». Московская индустрия красоты — возврата к школе нет.

Свободный художник

Михаил Калинич окончил худграф ЧГУ пять лет назад. Работа в школе не рассматривалась даже как запасной вариант, несмотря на то что практика на старших курсах прошла на ура.

— С зарплатой учителя семью прокормить нереально. Но хотелось преподавать. Поэтому теперь работаю в ЧГУ на своем же факультете. Общаюсь со студентами. Знаете, в большинстве своем им вовсе не нужны академические знания, которые дают в университете. Знание методики преподавания, философии не добавит в кошелек ни копейки. Уже сейчас многие студенты подрабатывают дизайнерами во всевозможных фирмах. Они быстро поняли, что нужно череповецкому клиенту. В цене яркие и шокирующие работы. Одним словом, кич, эпатаж.

Видимо, Рембрандт устарел, и место ему лишь в музее. Студенты худграфа хорошо знают, что такое бизнес и с чем его едят. А свободные художники, как Михаил Калинич, пишут картины, устраивают выставки. И если пару полотен Михаила кто-то купит — это уже большая удача.

— В голову иногда приходят плохие мысли. А что, если написать пару «лощеных» картин, специально для продажи. Не вкладывать в них какой-то смысл, не следовать классическим правилам живописи, а просто нарисовать — продать. Зарабатывать ведь как-то надо. Я еще и на телевидении работаю. Делаю рекламные ролики, — говорит Михаил Калинич.

Во саду ли,

в огороде…

Вместо школьных стен, выкрашенных в стандартный синий цвет, — благоухающий сад. Вместо куска мела и старой доски — цветущая сакура и японский сад камней. Студентка 5 курса худграфа ЧГУ Алла Лебедева мечтает о дизайне. Ландшафтном.

— У нас в городе много состоятельных людей, которые живут в своих собственных домах. Почему бы не сделать из их участка настоящую сказку? А школа… Молодым учителям очень часто там не дают даже кабинета. А ведь изобразительное искусство — это не теоретиче­ский предмет. Все надо показывать буквально на пальцах. Схемы, графические картинки, а хорошо бы еще и телевизор с набором специальных кассет. Чтобы всем этим обзавестись, надо точно знать, что в школе ты останешься надолго. А пока там работают только фанаты. Не знаю даже, хорошо это или плохо.

Екатерина Дементьева
№171(21838)
12.09.2006

Источник: Газета «Речь»