20 февраля 2018 года. 19:41

Пианист Яков Кацнельсон: «Развитие неразрывно связано с преподаванием»


Фото пресс-службы Вологодской областной государственной филармонии им. В.А. Гаврилина

17 февраля 2018 года в Вологодской филармонии выступил лауреат и дипломант международных конкурсов, пианист Яков Кацнельсон.

Музыкант учился в школе-десятилетке имени Гнесиных по двум специальностям: классу фортепиано (Л.А. Григорьева и М.Ш. Шалитаева) и классу флейты (Н.Д. Селезнева), затем окончил Московскую консерваторию. С 1998 года Яков Кацнельсон преподает в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных, где ведет класс концертмейстерского мастерства.

Пианист выступал с сольными концертами в Большом и Малом залах Московской консерватории, во многих городах СНГ, а также в Англии, Бельгии, Германии, Испании, Монако, Франции, Швейцарии, Боснии и Греции. Яков Юрьевич регулярно исполняет камерную музыку. Для слушателей Вологодской филармонии прозвучали произведения Ж.Ф. Рамо, Л.В. Бетховена, Ф. Листа, Р. Вагнера. Выступление музыканта-виртуоза нашло горячий прием у публики, среди которой были любители музыки с разным «слушательским опытом». 

Яков Юрьевич положительно отозвался о публике и зале Вологодской филармонии, отметив, что программу для исполнения выбрал интуитивно: «Все прозвучавшие произведения занимают особое место в моем сердце. Эти сочинения были пережиты мной еще в раннем детстве, что позволяет передать слушателям весь багаж смыслов, накопленных за это время».

Пианист отметил, что его знакомство с музыкой произошло отнюдь «не вдруг»: «Я родился с музыкой, пел, танцевал, будучи еще ребёнком, садился за фортепиано и играл без нот, то, что хотел. Уже позже стал профессионально учиться играть на флейте и рояле. Поступив в аспирантуру по классу фортепиано, я ничуть не сомневался в выборе, так как рояль – самый ёмкий инструмент для художественного выражения. Своего педагога, Элисо Константиновну Вирсаладзе, я тоже почувствовал сердцем. Услышав её исполнение однажды, еще не зная её лично, сразу понял, что у нас может что-то получиться. Да и в целом по жизни я двигаюсь наощупь, по сердцу и по интуиции».

Яков Кацнельсон подчеркнул особую роль педагогической деятельности в становлении личности музыканта: «Для меня развитие неразрывно связано с преподаванием. Человек, который преподаёт, развивается гораздо больше, нежели тот, который не преподаёт. Я бы всем порекомендовал приобретать такой опыт на всех возможных уровнях. Могу сказать, что среди моих учеников пока нет ярких звёзд, но я пытаюсь дать им мастерство игры на фортепиано. Мастер ­для меня – это тот, кто может свободно воплощать свои замыслы. В жизни важно уметь планировать и разумно оценивать свои силы. Часто поначалу мне кажется, что я ничего не смогу. Но спустя время, осмыслив ситуацию, я принимаю данные предложения. И, конечно же, нужно жить полной жизнью, не сосредотачиваясь на чём-то одном, искать разные источники вдохновения. Меня больше всего вдохновляет пение и танец, опера и балет, но порой я могу начать что-то делать, вдохновившись, незначительными, на первый взгляд, вещами».

В заключение концерта зрители стоя провожали пианиста под бурные аплодисменты. Яков Кацнельсон сыграл два произведения на бис – «Купидона» Ж.Ф. Рамо и последние 13 тактов произведения Р. Вагнера, посвященные его жене и музе, дочери Ф. Листа Козиме, найденные в Венеции после смерти композитора.

Евгения ЛАПЦОВА




Популярное в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»

Последнее в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»