6 марта 2017 года. 17:07

Выдающийся контрабасист современности Михаил Дзюдзе выступил на Вологодчине


Фото пресс-службы Вологодской областной государственной филармонии им. В.А. Гаврилина

2 и 3 марта 2017 года в рамках большого всероссийского тура «Странствующий контрабас» в Череповце и Вологде состоялись концерты выдающегося исполнителя на балалайке-контрабасе, заслуженного артиста России Михаила Дзюдзе в сопровождении Губернаторского оркестра русских народных инструментов под управлением заслуженной артистки России Галины Перевозниковой.

Михаил Дзюдзе – один из основателей ансамбля «Терем-квартет». За 29 лет музыкант объездил более 60 стран, отыграв свыше трех тысяч концертов. Опытный музыкант дал в Череповце и Вологде мастер-классы для студентов колледжей искусств.

Виртуозность владения инструментом и артистическое чутье Михаила Дзюдзе вкупе с высоким профессионализмом и широтой звучания Губернаторского оркестра подарили публике вечер, наполненный фантастическими пассажами и глубиной музыкальных образов.

В исполнении Губернаторского оркестра русских народных инструментов и музыканта - виртуоза прозвучали увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта» и «Мюзик-Холл» из к/ф «Весёлые ребята» (музыка И. Дунаевского), «Ноктюрн» и «Побег Штирлица и Кэт» из к/ф «Семнадцать мгновений весны» (музыка М. Таривердиева), музыка Г. Манчини из к/ф «Розовая пантера», «Эпилог» из к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих» (музыка Э. Артемьева), Попурри на музыку из репертуара группы «PinkFloyd», Латинский джазовый стандарт «Tequila», «Очи черные» Ф. Германа, А. Феррари, «В пещере горного короля» Э. Грига и другие произведения.

С заслуженным артистом России, Михаилом Дзюдзе побеседовала пресс-секретарь Вологодской филармонии Евгения Лапцова.

– Михаил Юрьевич, Вы помните свой первый инструмент?

– Моим первым инструментом стала виолончель. Это произошло совершенно случайно: приятельница из моего ансамбля была педагогом по виолончели. После окончания музыкальной школы, я переучился на контрабасиста. При создании ансамбля «Терем-квартет» в 1988 году, я соприкоснулся с таким инструментом, как контрабас-балалайка, затем купил его у своего приятеля по консерватории за достаточно приличные по тем временам деньги.

– Вы расширили исполнительские возможности балалайки-контрабаса, переведя этот инструмент из ансамблевого в ранг солирующего. Как Вы пришли к искусству импровизации?

– Во-первых, это знания, полученные в консерватории, во-вторых, опыт работы в составе «Терем-квартета» на протяжении тридцати лет. Эти два фактора и помогли мне рискнуть и стать сольным исполнителем на данном инструменте.

– Вы играли разную музыку в разных составах. Есть ли какие-то жанровые пространства, которые Вам хотелось бы освоить?

– Я не вижу жанровых границ для какого-либо инструмента, считаю, что не стоит замыкаться в жанре. Музыка мира должна быть словно палитра для художника, где можно взять любой цвет. Ведь в руках музыканта – вся палитра красок, нужно только умело ими пользоваться. Занимаясь живописью, я понял, что все виды искусства растут из одной корневой системы, влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом. Цвет, звук, композиция, пропорции – всё это имеет общее первоначало. И дробление на различные виды искусства – достаточно искусственно.

– Чем, на Ваш взгляд, вызвано падение интереса к народной музыке?

– Отсутствие моды. Культура не может существовать на самоокупаемости. На мой взгляд, решить эту проблему можно принятием глубокого продуманного закона «О меценатстве». Если для бизнесменов будет престижно и выгодно поддерживать культуру, я уверен, что такие люди найдутся. Так, например, в экономике Китая есть такой процесс, когда рентабельные предприятия поддерживают нерентабельные, так как понимают, что при отсутствии последних и первых тоже не станет.

– Были ли необычные случаи в Вашей творческой жизни?

– Множество! Так, был интересный случай, когда мы выступали в Ватикане на фестивале, посвящённом Дню семьи. На площади Святого Петра собралось сто двадцать тысяч человек, присутствовал Папа Римский, мы были на сцене, но концерт не начинался. Возникла неловкая ситуация. Вдруг подъехала машина, из которой в сопровождении свиты, вышла сухонькая старушка небольшого роста. Это была мать Тереза. Её все и ждали. Она села, махнула рукой, и мы начали играть.

– Что Вы несете своей музыкой людям?

– Музыка для меня – форма общения с людьми посредством внелексических форм коммуникаций, а музыкальный инструмент – способ донести людям то, что я чувствую, свои переживания, волнения. Для меня важно создать людям праздник, подарить радость. Моя главная задача – сделать контрабас-балалайку сольным инструментом, сподвигнуть композиторов писать для этого инструмента сольно. Результаты уже есть.

Евгения ЛАПЦОВА