7 февраля 2013 года. 16:49
Ирине Кольцовой сегодня исполнилось бы 50 лет
Уже и поисковик не ищет. Уже и сын бы не узнал... Но - пусть. Моей однокласснице, талантливой художнице и просто хорошему человеку сегодня исполнилось бы 50 лет. Вспомните ее все, кто знал. Ирина Кольцова ушла из жизни в 33 года, 10 декабря судьба 1996 года отрезала ее жизненный срок, навеки оторвав ее от родных, от сына Жени, которому едва исполнился год и два месяца. От матери Зои Павловны и сестры Светланы.
Листаю сейчас старые подшивки газет, посвященные ее выставкам.
- Ирина состоялась как незаурядный, ни на кого не похожий мастер графической живописи, - пишет один журналист 7 февраля 1997 года.
- О последней ее прижизненной выставке писали: «На прекрасную Кольцову собралась вся вологодская элита. На презентации – море шампанского, ананасы, икра. Хрупкая, изящно-угловатая фигурка, на плечи накинут мех, глаза, излучающие счастье, - писала другая журналистка в феврале 2003 года Вера Маленькая.
Как ураган, как ветер пронеслась над нами Ирина, моя одноклассница, оставив после себя многое – сына, десятки, сотни работ. И ПАМЯТЬ.
- Судьба отпустила ей слишком мало времени, - писала о творчестве Ирины Кольцовой искусствовед Любовь Соснина. - Ирина Юрьевна Кольцова родилась 7 февраля 1963 года в поселке Вожега Вологодской области. Училась в Вожегодской средней школе № 1, затем – в Вологде. В 1985 году с «красным дипломом» закончила исторический факультет Вологодского государственного педагогического института. До 1988 года работала на преподавательской работе в Устюженском районе, была директором (Долоцкая восьмилетняя школа), затем – в Вологде (школа № 11). С 1989 года работала в Управлении культуры Вологодской администрации.
С 1978 года была участницей выставок самодеятельных и молодых вологодских художников, которые проходили не только в нашей области, но и за ее пределами. Персональные выставки И. Ю. Кольцовой прошли в Вологде (1992, 1993), Великом Устюге (1992), Устюжне (1993). Скончалась в 1996 году в Вологде.
О том, что Ира рисует, я узнала, увидев ее работы на одной из молодежных выставок, где вместе экспонировались произведения начинающих авторов, профессионалов и любителей. Как правило, на этих выставках, неровных по своему характеру, можно было встретить удачные поиски и порадоваться, обнаружив потенциальные творческие возможности того или иного автора.
Ирина Кольцова не была профессиональным художником, хотя творческими задатками несомненно обладала. Хорошая зрительная память, врожденное чувство формы, развитое воображение – все это было в ее работах. Но, будучи любителем и рисуя «для себя», она осознанно избегала сложных профессиональных задач, ограничивая сюжетику своих рисунков близкой ей темой литературы и истории.
Как правило, для художника-любителя поиск своего творческого лица связан с ориентацией на профессиональное искусство. Будучи человеком эрудированным, обладающим определенными знаниями в области истории культуры и изобразительного искусства, Ирина «выбрала» близкую ей по душевному настроению историческую эпоху российского декаданса. Литературные героини русского Серебряного века конца XIX – начала XX столетия в образах, близких поэзии Блока, Брюсова, Надсона, смотрят на нас с рисунков Ирины Кольцовой с говорящими названиями: «Незнакомка», «Дама под вуалью», «Амазонка». Приемы русского и европейского модерна с текучестью прихотливых линий в рисунке, рафинированностью чувств и некой отстраненностью от действительности помогали ей строить на листе бумаги свой мир, отличный от обыденной повседневной жизни. Наделяя своих героинь собственными чувствами и мыслями, она будто разыгрывала с их помощью некое театральное действо, где все было подчинено воле автора, где не существовало ответов на прямые «жизненные» вопросы.
В среде вологодских художников-профессионалов в большей степени ей импонировал творческий метод заслуженного художника России Михаила Копьева и близких ему авторов, работающих в стилистике современного «постмодернизма». Влияние талантливого мастера, великолепного рисовальщика, виртуозно владеющего искусством композиции и сюжетной разработки, мы невольно обнаруживаем в тематико-фантазийных рисунках Ирины «Обнаженная с чашей» или «Нефела – богиня облаков». Это прослеживается не только в выборе мотива, но и в звучании декоративного черного пятна на белом фоне, и выразительности линейного контурного рисунка.
**
Увы, судьба отпустила Ирине слишком мало времени, для того чтобы до конца раскрыть и реализовать свои творческие возможности. Но и за этот короткий период она успевала немало: участвовала в групповых выставках, устраивала персональные экспозиции, ездила по области, показывала свои работы в Москве. Ей нравилось погружение в мир скандинавских саг, в мифологию Древней Греции или Рима, в атмосферу средневекового Востока, а часто – и в мир вымышленных героев. Лишь близко знавшие ее догадывались, что за эффектными аллегорическими сюжетами того или иного рисунка скрываются боль и страдания самой художницы. И не все видели, что за этой игрой в историко-литературные фантазии, за намеренным «уходом» в другую реальность скрывалась лиричная натура человека, чувствующего поэзию родной земли, о чем красноречиво свидетельствуют ее пейзажные рисунки. Выполненные по памяти, они вновь и вновь будто возвращали Ирину в детские и юношеские годы, проведенные в живописных местах Вологодской области, где она была свободна и, наверное, по-настоящему счастлива».
ИРИНА, мы помним тебя!
Татьяна ОХОТНИКОВА, одноклассница Кольцовой по школе номер 11 г. Вологды.
Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове
5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»→
Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове
5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»→