24 августа 2010 года. 17:32

Кукла к 1000-­летию

Череповецкий мастер Майя Сысоева клонировала символ ярославского музея­заповедника по его же заказу Один из самых драгоценных экспонатов ярославского музея — кукла в костюме знатной горожанки, которой более двухсот лет, — воскрес на прошлой неделе. Уникальная тряпичная барышня, которая входит в список особо ценных кукол (так называемых «царских кукол»), существует, но из­за относительной недолговечности ткани «знатную горожанку» выставляют крайне редко. Дабы не оставлять юбилейную выставку «Княжество. Уезд. Губерния», которую музей приурочит к 1000-­летию Ярославля, без одного из символов коллекции, руководство заказало череповецкому мастеру Майе Сысоевой, специализирующейся на традиционной русской кукле, изготовить копию экспоната. Получилась не копия, а реплика.
Репликой называют такой вариант повторения оригинала, который имеет некоторые расхождения с ним. Майя Сысоева — не ксерокс и не конвейер, и она вложила в произведение много своего. Впрочем, это может заметить только специалист. Ведь если не считать того, что ее кукла на пятнадцать сантиметров выше подлинника, они похожи как две капли воды. «В течение трех дней я работала в реставрационных мастерских музея Ярославля, — рассказала «Речи» Майя Анатольевна. — Мне выдали подлинник куклы, предварительно несколько раз поинтересовавшись, вымыла ли я руки с мылом, и напомнив, что я должна очень деликатно с ним работать, желательно прикасаясь как можно меньше. Но этого не получилось: мне просто необходимо было тщательно ощупать куклу, чтобы лучше ее понять. Никаких зарисовок и фотографий я не делала. Мне показалось, что наилучшего результата я добьюсь, если сделаю куклу, глядя на оригинал — это называется «глаза в глаза». Прямо в мастерских я и работала, для чего привезла из Череповца целый пакет всевозможных тканей». В универсальном пакете Майи Сысоевой не имелось только березовых веточек, из которых сделаны ноги оригинала. Подходящие конечности с разрешения музейщиков народный мастер России самолично отломила от дерева во дворике культурного учреждения. «Я не люблю делать кукол­мужчин, им нужно делать две ноги, а мои куколки­кресть­янки хорошо смотрятся и на столбике. Но для этой куклы пришлось постараться и сделать обе ноги, ведь она у нас принцесса!» — призналась Майя Сысоева. Кукла, с которой художница делала реплику, выглядит как настоящая барышня: сарафан, рубашка, душегрея обшиты золотом. Хрупкие пальчики унизаны перстнями. Но больше всего впечатляет кокошник, он не­пропорционально велик, в четыре раза больше кукольной головки. Конечно, барышни того времени не носили такой убор, это скорее мастерская деталь, которая поражает своей красотой и изысканностью. На презентации «двойника» для ярославской прессы, которая состоялась несколько дней назад, кукла была представлена без главной гордости — кокошника. Во­первых, потому, что череповчанка на тот момент не успела его доделать, а во­вторых, дабы сохранить интригу перед открытием выставки, которую первые посетители увидят в начале сентября.

Сергей Виноградов №156(22810) 24.08.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»

Последнее в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»