10 августа 2010 года. 16:38

Праздник кузнецов прошел как в горне

Праздник кузнечного дела «Железное поле», который прошел в минувшие выходные в Устюжне, в очередной раз подтвердил славу Устюженского района как кузницы кадров для кузнечной отрасли. Однако славу, скорее, минувшую, нежели действующую. Тружеников молота и наковальни загнали на задворки торжества, предоставив основные площади торговцам одеждой. Центральные улицы превратились в банальный рынок, но кузнецы не унывали: они все также планируют создать в Устюжне школу своего ремесла.
Устюжна, затянутая плотным — куда хуже, чем в Череповце, — дымом от лесных пожаров, встречает гостей растяжкой у берега Мологи: «Поэтические костры Алексея Васильева». Поэзии в этой местности, впрочем, значительно меньше, чем дыма от костров. Позиционируя себя как место для туризма, Устюжна сменила уже двух глав района, но так и не обзавелась нормальными дорогами. Ежегодный праздник кузнецов на этот раз и вовсе затерялся за организованным на центральной улице «мини­черкизоном» — стройными рядами павильонов, в каждом из которых «все футболки по 100 рублей».
В местном магазине при 45­градусной жаре потеет очередь. Устюжане и гости города ждут, пока женщина­продавец закончит ругань с мужиком, привезшим товар. Что­то не сошлось в накладных. «Вот горлопан, читай сам нормально!» — не унимается продавщица. «Не буду я ничего читать, у вас тут даже встать некуда, еще езди к вам!» — заводится мужчина. «А пораньше приехать не судьба?!» — ругань переходит в следующий такт. Минут через 10 поставщик, плюнув на пол, удаляется, хлопая дверью. «Вам чего?! — не успевает остыть торговка и обрушивается на покупателя, по глупости протянувшего 500 рублей. — Нет у меня сдачи! Меньше ищите, все с пятисотками идут!»
На переулке Свободорабочем — пара шагов от центра — нет никакого по­крытия на дороге. Как практически везде здесь. К торжеству знаменитый подъезд к Устюжне залатали отчетливо видными заплатами. Однако о прошлом все еще напоминают разбросанные по обочинам колпаки от колес. «Эх, , где бы сто рублей найти?» — озадачен основным вопросом на сегодня пропитой дед, вяло бредущий по переулку.
На задворках торжества знаменитый петербургский кузнец Евгений Мирчук обсуждает с коллегами планы по созданию в Устюжне кузнечной школы. Однако у молота и наковальни народу гораздо меньше, чем у палаток со сторублевыми футболками. «Раньше здесь был центр кузнечного дела: делали оружие для русской армии, которое доказало свою надежность, — вспоминает историю кузнец. — Каждый мужчина ведь хочет самовыразиться, а кузнецу это не нужно, он уже самовыражен в своем деле. Ну и, наконец, это прибыльный бизнес. Кузнечное дело будет оставаться жизнеспособным даже при нанотехнологиях, оно нигде не пропадет».
Финский кузнец Ари Хааналяки с этим мнением полностью согласен: «У нас в Финляндии сейчас возродилось кузнечное ремесло, которое в 1980­е годы почти угасло. Это очень интересное и прибыльное дело, у меня даже жена стала кузнецом».
Однако на Устюженской земле заниматься такими инициативами сейчас просто некому. Бывший глава района Николай Платонов попался на том, что выковал себе постоянный источник дохода в виде элитного ресторана «Белый попугай», которым фактически руководил. В ресторане различные делегации «проели» около 500 тыс. рублей. Помимо этого, Платонова обвиняли в получении взятки и крышевании бизнеса. Прокуратура потребовала заключить экс­главу под стражу на 10 лет. Областной суд вынес почти фантастический приговор: 540 тыс. рублей штрафа и год лишения прав занимать должности на госслужбе, с которой осужденный был отправлен в отставку в 2008 году.
2 августа Земское со­брание района удовлетворило просьбу нового главы района Алексея Коновалова об отставке. Чиновник ничего не сообщил о причинах такого решения, извест­но лишь, что недавно его подверг жесткой критике зам. губернатора Валентин Горобцов. Новые выборы должны пройти в районе в течение полугода. Андрей Ненастьев

[3]

Волонтеры помогут бороться с пожарами №146(22800) 10.08.2010

Источник: Газета «Речь»