23 июля 2010 года. 23:17

Минфин нашел триллион рублей. У кого?

Дополнительные доходы в казну принесут газовики, автомобилисты и курильщики Доходы госбюджета нужно увеличить в 2011 2012 годах. В первую очередь правительство делает ставку на рост акцизов на горючесмазочные материалы. Как пишет «Российская газета», предполагается, что в течение трех лет акцизы будут каждый год увеличиваться на рубль. Транспортный налог отменяться не будет, хотя такая мера и проговаривалась. Однако некоторое смягчение для налогоплательщиков предусмотрено. Регионам предложат в два раза снизить все ставки транспортного налога. И принять решение, что для легковушек с мощностью двигателя менее 150 лошадиных сил может быть установлена нулевая ставка налога. Как повышение акцизов отразится на ценах на бензин, в Минфине пока не подсчитывали. Второй источник допдоходов — увеличение ставок налога на добычу полезных ископаемых — на газ. Она вырастет на 61 % в 2011 году, в 2012 и 2013 на 6 % и 5,4 %. На этот же уровень к 2013 году выйдут дополнительные доходы от табачных акцизов: рост составит 30 40 % ежегодно. Кроме того, изменится расчет экспортной пошлины за нефть, медь, никель. В общей сложности получится триллион. На первый взгляд, основную тяжесть платежей возьмут на себя нефтяники, газовики. Вот только есть сомнения — не компенсируют ли монополии свои расходы за счет рядовых граждан? Свое мнение высказывают…
Владимир НАЗАРКОВ, директор предприятия «Новотранс»:
— За рост акцизов на горючесмазочные материалы неизбежно заплатит потребитель, а не нефтяники. Здесь иных вариантов нет. А что касается транспортного налога, то его давно нужно перевести в топливо. Кто больше ездит — тот больше платит. По моему мнению, сейчас сущест определенная несправедливость в его взимании. Человек редко пользуется автомобилем, допустим, ездит только летом на дачу по одному и тому же маршруту. И другой — который пользуется автомобилем постоянно, колесит по стране. Оба при равных параметрах автомобиля заплатят одинаковый налог, без учета, какой нанесен ущерб дорогам и так далее. Тот же принцип применим к грузовым машинам. Одна эксплуатируется интенсивно, другая выполняет конкретные технологические задачи. А вот почему этот вопрос обсуждается уже несколько лет подряд и никакого решения не принимается? Причем эту позицию давно уже поддержали Минтранс, депутаты Государственной Думы. Значит, кому выгодны схемы предоставления налоговых льгот по транспортному налогу. Или, как говорят, не хватает политической воли.
Александр ОЛЬШЕВСКИЙ, индивидуальный предприниматель:
— Как только правительство страны повысит акцизы на ГСМ, так сразу же подорожают проезд и все виды перевозок — пассажирские, грузовые. Кто заплатит? Нефтяники, газовики? Более того, торговля тут же включит транспортные расходы в стоимость товара и ценники на продукты питания и прочее взлетят вверх. Мы это уже проходили. И потом посмотрите, мы все в нашей стране очень мало производим, экономика основывается на принципе «купи». Наши череповецкие супермаркеты, как правило, имеют московских владельцев. Что они берут из товара у нас? Разве что молоко, яйцо, остальное привозится из столицы, Московской области. Лично я не верю в заявления Минфина о том, что дополнительные доходы в казну будут обеспечены за счет естественных монополий, которые якобы находятся под контролем государства. Правительство страны с ними борется, борется, но эффекта нет никакого. Вспомните хотя бы кризисный 2009 — зарплаты урезали, расходы резко сократили, и что, как пострадали монополии? Нет, они свое «отбили» в очередном повышении цен. Я вообще не понимаю, как можно повышать цены на ГСМ, если мы хотим развивать сельское хозяйство, налаживать новые производства. Трактора, комбайны — они же все «сидят» на ГСМ. А если учесть условия нынешней аномальной жары, то ждать высоких урожаев вовсе не приходится. Значит, по сельскому хозяйству будет нанесен двойной удар — с одной стороны, монополиями, с другой — засухой. Если вы хотите пополнить бюджет, поднимите акцизы на водку и не на 10 копеек, а в десять раз. Пусть бутылка стоит хоть 1000 рублей. И не надо продавать алкоголь круглосуточно и на каждом шагу — возле школ, детских садов, больниц. Искорените продажу в аптеках спиртосодержащих препаратов, даже настойку боярышника нужно продавать по рецепту. Алкоголизация населения — беда нашей страны, а государство «стесняется» поднять акцизы на спиртное. Что касается транспортного налога, то, мое мнение — надо включать его в стоимость бензина. Есть горожане, которые вообще зимой на машинах не ездят. Такие автомобили, «подснежники», используют только летом. Снять налог с малолитражек? Почему нет. К слову, мэр Москвы Юрий Лужков одно время выдвигал такую идею, потом от нее отступился. Думаю, потому что в Москве малолитражек вообще мало. На МКАДе такую зашибут.
Александр СОКОЛОВ, водитель со стажем:
— Не брать налог с маломощных легковушек — хорошее предложение. Только я бы все ограничился 100 лошадиными силами. А вообще транспортный налог давнымдавно нужно переводить в цену бензина. Я думаю, мы вполне можем с этим справиться, а ссылки на то, что, мол, сложно разработать схему предоставления льгот, на мой взгляд, не более чем отговорки. Возьмите опыт западных стран, а лучше всего выработать свои механизмы. Мне вообще не очень понятно, почему, когда речь идет о пополнении казны, то все время разговор ведется об увеличении нагрузки на рядового гражданина. В кризисный год коммуналка выросла, зарплаты сократились, в этом году выросла и коммуналка, и проезд в общественном транспорте. С 1 января 2009 года региональные законодатели существенно подняли ставки транспортного налога, за последние годы мы только и делаем, что задираем цены — растут штрафы ГИБДД, административные, увеличивается размер ОСАГО, КАСКО. Люди стали больше платить налог за приватизированные квартиры, а поговаривают еще, что налог брать будут с рыночной стоимости жилья. Финансовая нагрузка на людей выросла многократно. Я за последние годы стал в два раза беднее, среди моих знакомые есть те, кто беднее стал в три раза. И все это как не учитывается. Уровень доходов населения резко упал, а мы хотим еще сверху придавить этот уровень ростом цен. Мне кажется, источники пополнения бюджета должны лежать в другой плоскости — производства. А латание дыр по принципу глубже залезть в карман рядовому налого ни к чему хорошему не приведет. Да и не верю я в то, что естественные монополии молча согласятся платить. Свои расходы они переложат на плечи других.

Татьяна Ковачева №134(22787) 23.07.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым

На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили.