21 июля 2010 года. 15:14

Кому на жаре жить хорошо

Предприятия, торгующие популярной летом продукцией, оказались не готовы зарабатывать Кому в жару жить хорошо? Естественно, производителям и продавцам летних товаров: кремов для загара, головных уборов, кондиционеров, мороженого… Но, как выясняется, выигрывают далеко не все из них. Спрос вырастает в разы, а вот предложение — нерезиновое. Даже если взять одну и ту же отрасль, то и здесь расхождение. Кто­то разводит руками на жалобы покупателей, что прилавки пусты; а кто­то с довольной улыбкой подсчитывает выручку.
Такси с кондиционером можно найти, пожалуй, в каждой службе города. Отдельную плату при заказе такой машины в Череповце, как правило, не берут — в прайсах не прописано. В некоторых предприятиях водителям разрешается брать надбавку — 10 — 20 рублей (цена договорная). Но, вообще­то, таксисты стараются не использовать кондиционеры. И поломки часто случаются, а ремонт кондиционера обходится очень дорого, и расход топлива становится больше. В общем, кондиционер в машине хорош только для клиентов (и то пока за него не установили надбавку), а для предприятий это вещь совершенно нерентабельная.
Такси в эти не в меру теплые денечки нарасхват более, чем когда­либо. Тут уж если даже заказал машинку с кондиционером, а приехала без — все равно прокатишься с удовольствием. Потому что с ветерком. «В июле стали заказывать такси гораздо чаще, потому что в автомобиле можно открыть все окна, а в автобусах этого иногда сделать невозможно», — комментирует диспетчер­оператор одного из таксопарков.
В такую погоду чем холоднее, тем популярнее. Лучшего спасения от зноя, чем мороженое, пожалуй, не найти. Немалую прибыль от его продаж ощущают продавцы различных торговых точек. Но…
— Вологодского мороженого на прилавках, можно сказать, дефицит. Производство не справляется с огромным спросом, — говорит гендиректор ООО «Айсберри Норд» в Вологде Алексей Хомутов. — Дело в том, что производство мороженого в каждом месяце планируется по аналогичному месяцу прошлого года. А в 2009 году, сами помните, какое лето было.
Получается, в следующем июле можно ожидать, что холодильники города будут буквально ломиться от вологодского мороженого. Пока же доходность предприятия та же, что и в прошлые годы, заверил нас Алексей Хомутов. По его же словам, искусственного повышения цен на мороженое нет. Выросла стоимость «сладкого льда» только из­за расходов на производство, в основном — на ту же пресловутую электроэнергию.
Самый популярный напиток в магазинах в этот горячий сезон — обычная питьевая вода. Часто берут и холодный чай или «Pepsi». Даже вездесущее пиво эти жидкости притеснили. Его время наступает ближе к вечеру.
Продавцам от этой популярности — выгода. Должна она быть и у производителей.
Не будем далеко ходить. В Вологде производится лечебно­столовая минеральная вода — «Вологодская». Спрос на «свою» воду в области всегда был высоким. Но вот потребители «Вологодской» воды недовольны — мало!
— Сейчас спрос значительно вырос. Но заливать воды больше, чем нам разрешено по квоте, мы не можем, — говорит зам. директора ООО «Родина» Лидия Шилов­ская. — Начиная с 9 июля, мы не выполняем большое количество заявок. Потребители жалуются, просят, звонят… Мы могли бы, конечно, увеличить производство на какое­то время. Но тогда снизится качество воды, и покупатели потеряют желание пить нашу воду. Выросли цены на электроэнергию, которая сейчас расходуется, и горючее. Так что, в такую жару мы от продажи воды только теряем.
А вот вытегорская компания «Новус­Л», производящая питьевую воду «Аква­люкс», на проблемы не жалуется: «Заказов, конечно, очень много стало: берут детские лагеря, магазины, различные организации. Все заявки, в принципе, успеваем удовлетворить. Увеличили производство, и доходы, соответственно, тоже увеличились», — сообщает главный бухгалтер Галина Изотова.
Продавцам кваса (а в нашем городе это «Викинг» из Рыбинска) тоже этим летом раздолье — покупать хлебный напиток стали гораздо больше. И цены на него, по словам продавцов, те же, что и в начале сезона. Но тут другая проблема — рабочих рук не хватает. На бочонках рядом с ценниками неизменное объявление: «Требуется продавец».
По словам Андрея Скородумова, директора фирмы «ИзотермСтройСервис», по сравнению с летом прошлого года продажи кондиционеров возросли в 10 раз. А вот прибыль предприятия, несмотря на это, даже снизилась: — Возросла стоимость комлектующих, а за само оборудование потребитель не готов платить больше. Выходит, что мы стали получать от продаж кондиционеров меньше, чем в 2009 году.
Цены на некоторые кондиционеры возросли, что связано, по словам продавцов, с увеличением курса доллара и евро. Но на ценники покупатели теперь смотрят гораздо меньше, чем на каче­ство, — стараются брать более мощную технику, чтобы уж наверняка спасала от беспощадного зноя.
Вызовов на установку кондиционеров в день бывает до 6 — 10. Заказы и предоплата делаются за 2 — 3 недели вперед. «Такого еще не было: техника расхватывается уже с колес и тут же устанавливается, телефоны раскалены, монтажники работают до ночи. В офисе почти никого нет. Сотрудникам звонят на мобильные телефоны, и они после одних монтажных работ сразу едут на другие. Мы даже не успеваем вести подсчеты», — говорит один из сотрудников фирмы «СеверКлиматСервис».
Бывают и экстренные вызовы, которые просто невозможно отложить: «Женщина звонит, говорит: «Срочно приезжайте устанавливать кондиционер, у моего мужа недавно был сердечный приступ!», — рассказывает Андрей Скородумов. Многим монтажникам благодарные клиенты доплачивают за срочные вызовы и внеурочную работу. В целом выручка продавцов кондиционеров и вентиляторов, а также тех, кто их монтирует и ремонтирует, выросла. Вопрос в другом: смогут ли удовлетворить поставщики этой техники неунимающийся спрос потребителей?
Средства для, до и после загара всегда востребованы. Но этим летом их спрашивают чаще. То же можно сказать о купальниках и темных очках, а также шлепанцах, сланцах и босоножках без каблуков. А вот с головными уборами их продавцам везет не очень. Как­то не в моде, что ли, нахлобучивать на голову «антисолнечную» шапку. А зря!
Купят или не купят «летний» товар, зависит еще и от температуры в помещениях магазина. «К нам люди зайдут и почти сразу выбегают. Им не до выбора товара, когда в павильоне такая духота», — сетует продавец головных уборов и очков одного из торговых центров города.
Людей на пляже лыжной базы ежедневно бывает до 1000 — 1200 человек. Но может он вместить и еще желающих — всего до 1,5 тысячи. Вход на пляж стоит 30 рублей. Не пускают, конечно, пьяных или бомжей, что прибавляет пляжу привлекательности. По словам Юрия Баранова, начальника лыжной базы МУ «Физкультура и спорт», выручка платного пляжа по сравнению с июлем прошлого года возросла в два раза.
Но хватит ее, как выяснилось, только на то, чтобы окупить расходы на благоустройство купальной зоны. Заплатили водолазам за исследование дна, завезли песок, купили зонтики и т.д. В следующем году надеются на более высокую прибыль, все­таки приобретенное сегодня должно служить и завтра.
А вот завсегдатаям обычных городских пляжей в жару нужно повысить бдительность. УВД сообщает, что были случаи пляжных краж и, чем больше народу на пляже, тем вероятность воровства выше.

ЮЛИЯ БОЧКАРЕВА №132(22785) 21.07.2010

Источник: Газета «Речь»