16 июля 2010 года. 14:27

Нравственный кодекс череповчанина

Нужно ли вводить для горожан особые правила поведения? Московские законодатели выступили с инициативой разработать «Кодекс москвича». Кодекс призван помочь приезжим в кратчайшие сроки адаптироваться к культурным и бытовым особенностям жизни в столице. Как объясняет первый заместитель пресс­секретаря мэра Москвы Юрий Соломенцев, смысл новых правил в том, чтобы не резать барана во дворе, не жарить шашлыки на балконе, не ходить по городу в национальной одежде, разговаривать по­русски. Приезжему дадут книжку: посмотри, почитай, что здесь принято, а что нет. Прецеденты создания таких кодексов есть и в других городах: в Анапе, Новочеркасске, Керчи. Но если в столице он призван помочь приезжим, то в других городах он просто прописывает правила нравственного поведения. Противники нововведения называют кодекс бредовой идеей. Сторонники находят в своде правил рациональное зерно. Ведь сама тема поднимает серьезные проблемы. А ситуации легко узнаваемы. В Череповце не трудно заметить, как горожане выбрасывают мусор на улице, в подъезде, в лесу, запросто могут выкинуть его из окна. Соседи — враги, с которыми знакомятся только тогда, когда случилось ЧП: залив, шум. Машину «скорой помощи» мы можем не пропустить на магистрали — сами спешим. Так нужен ли череповчанам Кодекс чести и нравственного поведения? Свое мнение высказывают…
Нина КОСЫГИНА, библиотекарь отдела обслуживания библиотеки профкома ОАО «Северсталь»:
— Если человек культурный, то он и в городе будет вести себя соответствующим образом. А найти управу на безнравственного человека, хама крайне сложно. Такому кодекс чести не поможет, да он и не прочитает его. На таких, я думаю, если и подействуют, то только штрафы. Скорее, нужно делать акцент на воспитание школьников. Дети легче воспринимают правила поведения и понимают их. В школе ведется такой предмет, как «Истоки», возможно нужны и практические занятия. Одно дело прослушать урок про то, как нельзя мусорить в лесу, и совсем другое, когда ребенок сам уберет квадратный метр берега реки или сквера. Ну, конечно же, нам укреплять нравственные основы. Но как? Приведу пример. В нашем доме есть женщина, которая разбила во дворе клумбы. Цветы шикарные, в том числе и розы. Причем высаживает она их так, что красиво весь теплый сезон. Сначала отцветают весенние, потом летние, осенние. И что удивительно, клумбы не разоряют, цветы не ломают, хотя никто их не стережет. Может быть, сама красота взывает к нашим нравственным чувствам.
Ярослав СЕНИК, зам. главного инженера — начальник отдела промышленной безопасности охраны природы ОАО «Аммофос»:
— Не знаю, что может собой представлять «Кодекс горожанина» как документ, но как подсказка, дополнительный инструмент воздействия на сознание людей лишним не будет. Иногда ведь простая памятка — в помощь. Для примера, на нашем предприятии разработана такая памятка основ промышленной безопасности: поднимаешься по лестнице — держись за поручни, находишься на промышленной площадке — не кури. Простые вещи, но иногда могут и жизнь спасти. Мне кажется, кодекс нравственного поведения. Возможно, в первых городах­зачинателях, в Керчи, в Анапе, писали искренне — для горожан, для города. А вот уже «подхватившие знамя» делают это для пиара, чтобы от других не отстать. По большому счету, все положения такого кодекса, наверняка, прописаны в российском законодательстве. Другое дело люди пренебрегают выполнением законов. И еще большую роль играет привычка, особенно у среднего поколения. Если, допустим, я, эколог, бычок на улице не брошу, даже если урны нет поблизости, то привыкший выбрасывать их из окна собственного дома будет жить по законам привычки. Да, действительно, если человек только приехал в город, он не чувствует его своим. Но если по истечении времени в этом городе родились его дети, отношение к нему будет другим. Лично я рассматриваю кодекс, если он не превратится в формальность, как пропаганду нравственного поведения, которая основывается на воспитании уважения к себе, к городу, в котором ты живешь. С другой стороны, нужно задействовать рычаг «выгодно». Выгодно вести здоровый образ жизни, выгодно не мусорить на улицах, выгодно перерабатывать мусор (бомжей, собирающих в городе алюминиевые банки и прочий мусор, уже называют санитарами).
Павел ДМИТРИЕВ, депутат городской Думы, заведующий поликлиникой № 7:
— Не знаю, как с планом «окультуривания» приезжих в Москве, но Череповец тоже можно назвать многонациональным городом. Вводить ли Кодекс череповчанина? Почему нет, главное, чтобы он не противоречил российскому законодательству. А кроме того, почему бы не перенять лучшие традиции других народностей. Я, конечно, против того, чтобы на Октябрьском мосту резали баранов. Некоторые народные обычаи лучше проводить в узком кругу людей, которые понимают их смысл. Но если это запрет на употребление нецензурных слов, почему нет. Крайне неприятно наблюдать картину, когда подростки садятся в автобус и разговаривают матом. Причем таким отборным, почти не употребляя русских слов, что диву даешься. Мама с коляской, чей ребенок играет в песочнице, которая курит и гасит окурок в этой же песочнице, — тоже неприглядное зрелище. Мы вдруг решили, что всем все можно. Причем свобода волеизъявления, слова, мысли выразилась каким­то уродливым образом. А всего­то нужно, как я считаю, любить и уважать близких, соседей, живущих с тобой рядом, проявлять терпение, понимание. Может быть, тогда и не понадобится кодекс нравственного поведения.
Валерий БЕЛЕНЦОВ, директор ООО «Станишники»:
— Я бы ввел такой кодекс. И приезжим, конечно же, нужно с уважением относиться к традициям и обычаям местного населения. Я не имею в виду европейских специалистов высочайшего класса квалификации, которые монтируют оборудование на комбинате. А тех, кто приехал заработать (праведным или неправедным путем — это уже другое дело), зацепиться, осесть. Здесь всякие «обычаи» можно наблюдать. Правда, порой, мы наблюдаем низкий уровень культуры и у коренного населения. Лично меня коробит, когда идет компания молодых людей — девушки, юноши. Красивые, умные, молодые, а вот разговаривают они, используя ненормативную лексику, — и перестают быть такими красивыми. О духовности думать нужно, о нравственности. Одними только штрафами да угрозами порядка в городе не навести. Если кодекс «не заболтают», думаю, он станет эффективным инструментом в наших взаимоотношениях. Надо учиться (если кто­то не умеет) уважать себя. Уважать других.

Татьяна Ковачева №129(2278) 16.07.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»

Последнее в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»