16 июля 2010 года. 14:27

Жара превратила асфальт в пластилин

Тяжеловозным грузовикам полной массой свыше 38 тонн запретят движение по федеральной трассе Вологда — Новая Ладога в дневное и вечернее время. Причина — небывалая жара и ее влияние на дорожное покрытие. Асфальт не справляется с температурными нагрузками и в городской черте. На Октябрьском мосту установлено ограничение скорости в 40 км/ч. Дорожники считают, что никаких других методов спасения проезжей части нет. Многие горожане уже успели на соб­ственном опыте узнать о последствиях влияния жары на асфальтовое покрытие. На ряде городских улиц появились ранее невиданные на них колеи и выпуклости полотна. Причем дорожные дефекты возникают в течение очень короткого времени.
— Постоянно высокая температура, асфальт в результате приобретает пластичность, — подтверждает гендиректор ООО «Череповецдорстрой» Юрий Макаров. — Особенно уязвимы участки, где происходит торможение транспорта. Взять, например, автобусные остановки. Во­первых, автобусы идут всегда примерно по одной и той же траектории, во­вторых, они тормозят тоже примерно в одном и том же месте. В результате образуются наплывы. То же самое с «лежачими полицейскими». Водители применяют торможение, иногда довольно резкое, и покрытие, разгоряченное температурой воздуха, деформируется. Очень высока в таких условиях вероятность возникновения колейности. Особенно она высока на узких улочках, где водители едут по одной колее и не могут перестроиться. Сделать с этим ничего нельзя. Постоянно поливать дороги — нереально. Мы, конечно, поливаем, сколько можем, по ночам, чтобы хоть как­то остудить покрытие, но эффективность мала.
На загородных трассах ситуация еще хуже, ведь по ним ежедневно проходит огромное количество тяжелых грузовиков. Сейчас решается вопрос об ограничении в связи с жарой движения транспорта полной массой свыше 38 тонн. Предполагается, что таким тяжеловозам разрешат проезжать по федеральной трассе Вологда — Новая Ладога только с 5 до 10 утра, пока асфальт еще не успел прогреться. По словам специалистов, температура покрытия в наиболее жаркие часы сейчас достигает + 70С.
— Покрытие, как пластилин, — констатирует зам. начальника по эксплуатации Упрдор «Холмогоры» Юрий Мельхер. — Мы столкнулись с таким неприятным явлением, когда цементобетонное основание дороги нагревается и встает «домиками». У нас уже было два таких случая: на 171­м и 184­м километре трассы Вологда — Новая Ладога. Температурные швы между плитами там есть, но дорога построена 40 лет назад, и это первое такое аномальное температурное явление за все время ее существования. Ничего не поделать: поливать бесполезно, вся вода испарится через две минуты.
Появление «домиков» в результате расширения перегретых бетонных плит — крайне опасное явление, так как на дороге образуется своеобразный трамплин, при наезде на который на «загородной» скорости вероятность аварии очень велика. Есть и косвенная зависимость. Так, именно «домик» на 171­м километре трассы косвенно послужил причиной серьезного ДТП 14 июля. Водитель «Мерседеса», ночью объезжавший огороженный по всем правилам участок, где рабочие устраняли дефект полотна, лоб в лоб врезался во встречный «Форд». Итог: один погибший, двое (в том числе полуторагодовалый ребенок) раненых.
Специалисты предупреждают, что «домики» образуются на дороге за очень короткое время, и не всегда о таких дефектах становится известно своевременно. Единственное, что может хоть как­то гарантировать безопасность в таких условиях, — соблюдение скоростного режима.

Андрей Ненастьев №129(2278) 16.07.2010

Источник: Газета «Речь»