2 июля 2010 года. 15:10

Союз, покрытый туманом

Таможенный кодекс, который должны в окончательном варианте подписать Россия, Белоруссия и Казахстан, оставляет еще много вопросов С 1 июля вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза. Накануне вечером появились сообщения о том, что парламент Белоруссии на закрытом заседании также ратифицировал Таможенный кодекс. Если ратификация действительно произошла, главную внешнеэкономическую интригу последних месяцев можно считать хотя бы отчасти разрешенной.
Напомним, в мае Белоруссия в довольно резкой форме отказалась от участия в трехсторонней встрече на уровне премьер­министров стран — участниц ТС в Санкт­Петербурге, после чего возникли естественные сомнения в самой возможности союза в «тройственном формате». Но буквально в самый последний момент Белоруссия, кажется, определила свою позицию. Таможенный кодекс Таможенного союза — один из главных документов этого межгосударственного образования. Новые таможенные правила базируются на нормах Киотской конвенции (Международная конвенция об упрощении и согласовании таможенных процедур). Таможенный кодекс должен упростить взаимное оформление товаров и платежей и минимизировать необходимые процедуры таможенного контроля. 5 июля на межгосударственном совете ЕврАзЭС в Астане главы государств — участников Таможенного союза должны подписать оставшиеся документы, необходимые для его полноценного функционирования, в том числе соглашение по применению уголовных и административных дел и соглашение по валютным операциям. После этого союз, созданный 1 января 2010 года, теоретически должен заработать в полную силу.
Буквально до последнего дня предполагалось, что комплект участников будет неполным, ведь Таможенный кодекс ратифицировали только Россия и Казахстан. Белоруссия соглашаться с новыми таможенными правилами отказывалась, увязывая свое участие в союзе с отменой пошлин на россий­скую нефть и нефтепродукты. Когда в среду утром в Минске началось по­следнее перед летними каникулами совместное заседание обеих палат Национального собрания, вопроса о ратификации кодекса в повестке дня не было. В Москве рассчитывали, что окончательную ясность внесет заседание в Астане. «По Белоруссии, конечно, отдельная ситуация. Я думаю, что пятого числа она окончательно прояснится», — заявил зам. министра экономического развития РФ Андрей Слепнев. Если вечерние сообщения из Минска подтвердятся, в Астане руководителям союзных стран только останется поздравить друг друга с успехом. Что касается России, то она, по словам главы Федеральной таможенной службы России Андрея Бельянинова, полностью готова работать по новым правилам. «Процесс перехода на новую правовую базу не будет простым, но его нужно пройти, чтобы реализовать политическое решение наших президентов», — пояснил Бельянинов. Белорусские таможенники также рапортуют о полной готовности. По словам зам. председателя государственного таможенного комитета Белоруссии Сергея Борисюка, таможенные органы страны готовы к работе в рамках союза. Осталось дождаться лишь, чтобы президент страны Александр Лукашенко окончательно определился в вопросе присоединения к Таможенному союзу. Если на момент вступления в силу кодекса некоторые нормы не урегулированы комиссией ТС или другими межправительственными соглашениями, то по правилам союза они продолжают действовать согласно национальному законодательству. Таким образом, Таможенный союз даже при участии всех трех стран будет работать в усеченном варианте с точки зрения товарных позиций. С 1 июля по одним позициям начнут действовать правила союза, а по другим продолжат применяться национальные таможенные нормы. К таким позициям относится прежде всего импорт автомобилей. Пошлины на иномарки являются принципиальным вопросом для российских властей, не теряющих надежды на возрождение отечественного автопрома. Другие страны собственные «Лады» и «Волги» не производят, поэтому защищаться от иностранных автомобилей им ни к чему. Так что пока ввоз автомобилей физическими лицами будет осуществляться по существующим в каждой из стран правилам. Изначально предполагалось, что общие для всех трех стран пошлины будут установлены с 1 января 2011 года, затем срок отодвинулся до 1 января 2013 года. Кроме того, одновременно будет действовать пока старая и новая система подготовки и оформления таможенных документов. Упрощение некоторых таможенных процедур уже идет. Например, согласно подписанному недавно приказу Россельхознад­зора мясо, идущее транзитом через Белоруссию из третьих стран, не будет облагаться дополнительной пошлиной.
Надо сказать, что Таможенный союз был поставлен на грань провала еще в июне, когда внезапно разразилась очередная газовая война между Россией и Белоруссией.
А ведь конфликта с Белоруссией можно было избежать. «Газпром» и «Белтрансгаз» обсуждали газовые контракты с ноября прошлого года и могли бы в таком режиме обсуждать и дальше. Скорее всего, спор хозяйствующих субъектов разрешился бы сам собой, причем без особого урона для какой­либо из сторон. Суммы, которые «Газпром» и «Белтрансгаз» задолжали друг другу, были невелики. Отсюда вывод: Москва пошла на обострение отношений с Минском совсем не из­за его долга по газу. Белоруссия с начала года беспрестанно раздражала российское правительство, требуя отменить пошлины на нефть, перекрывая подачу электроэнергии в Калининград, а также всячески упираясь на переговорах по вступлению в Таможенный союз. Последнее, по­видимому, и привело к тому, что Москва решила перевести газовые споры с Минском на уровень ультиматумов и угроз.
То, что газовую войну с Белоруссией санкционировал президент России Дмитрий Медведев, никто не скрывал. Он лично распорядился перекрыть газ, который «Газпром» по­ставляет в Белоруссию. Российские СМИ немедленно сделали вывод, что таким образом Кремль подталкивает президента Белоруссии Александра Лукашенко к вступлению в Таможенный союз России и Казахстана. Председатель правления концерна Алексей Миллер, начиная газовую войну с «Белтрансгазом», лишь исполнил указание Кремля. Впрочем, не без удовольствия. Сам «Газ­пром» давно был бы рад прекратить практику поставок газа в Белоруссию по заниженным ценам, которые появились благодаря тому, что эта страна причислена Москвой к такой эфемерной категории, как «союзное государство». Ведь Минск платит за газ гораздо меньше, чем соседняя Украина, также пользующаяся скидкой «Газпрома». Но вряд ли Миллер стал бы провоцировать белорусских партнеров на громкий скандал, жертвуя имиджем компании из­за такой мелочи. Однако решение российских властей напугать Белоруссию вынудило концерн идти напролом.
Что в итоге? Да, «Газпрому» удалось заставить Минск платить по контрактной цене 2010­го, а не 2009 года и отдать долг, который сформировался из­за того, что Белоруссия ежемесячно недоплачивала России за потребляемое топливо. «Белтрансгаз» перечислил «Газпрому» 187 из 192 миллионов долларов долга. Куда делись еще 5 миллионов, так и осталось тайной. В «Газпроме» лишь невнятно пояснили, что уменьшение суммы связано с переговорами по ставке на транзит российского газа. Но эта победа — практически единственный бесспорный итог атаки российского концерна на Белоруссию. Сам же «Газпром», который Минском в ходе конфликта был обвинен в нежелании платить за транзит газа, понес имиджевые потери и подтвердил свой статус «газового оружия Кремля», готового в случае чего устроить свару с контрагентом вопреки интересам потребителей. Еще более странным решение Москвы стало выглядеть, когда выяснилось, что у самого «Газпрома» была сопоставимая задолженность перед «Белтрансгазом». Если бы не «война», то об этом долге, возможно, не стало бы известно вовсе. Но после того как «Белтрансгаз» заблокировал поставки российского сырья в ЕС, «Газпром» был вынужден выплатить Минску 228 миллионов долларов. Деньги российская монополия задолжала Белоруссии за транзит топлива по ее территории. Конфликт можно было бы считать исчерпанным, ведь поставки газа в ЕС возобновились, но Минск уже успел перехватить инициативу. Лукашенко продемонстрировал, что неплохо владеет приемами грубой борьбы. Он не только потребовал от «Газпрома» выплатить дополнительные 30 миллионов долларов долга за транзит, но и пригрозил вторично прекратить транзит в Европу. Белорусский президент встал в позу. Дело не только в том, что 30 миллионов долларов — сумма несущественная как для России, так и для Белоруссии. Гораздо важнее, что Лукашенко продемонстрировал Москве свою силу, представив дело так, будто именно он из­под палки заставил «Газпром» пересмотреть контракт по транзиту. Сам «Газпром» вообще ничего сверх тех самых 228 миллионов долларов «Белтрансгазу» должен не был, поскольку платит в соответствии с контрактом от 2007 года. Минск, однако, полагал, что ставка на транзит топлива, указанная в контракте, слишком мала, и требовал ее повышения. Теперь, после выступления Лукашенко, «Газпром» сам предложил «Белтрансгазу» подписать дополнительное соглашение к транзитному контракту. В этом документе будет прописано увеличение ставки на транзит, а соответственно, вырастет и долг российского концерна. Ранее никакой речи о повышении ставки вовсе не шло, ведь Минск, как утверждает Москва, отказывался повысить внутренние цены на газ. Без этого увеличение ставки на транзит было невозможным. Связка «ставка транзита — внутренние цены», как отмечали ранее в Москве, прописана в контрактах «Газпрома» и «Белтрансгаза».
Итак, попытка Москвы надавить на Лукашенко провалилась. Белорусский лидер, напротив, продемонстрировал согражданам свой боевой дух, а заодно и утер нос Москве, выставив Россию слоном в посудной лавке. С кнутом не вышло, и теперь Москва вновь пробует использовать пряник. Российские власти идут на уступки Лукашенко, пытаются умаслить его, чтобы затащить наконец в Таможенный союз. Пряник, кажется, демонстрирует большую эффективность.

Сергей Бегляк №119(22773) 02.07.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым

На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили.