29 июня 2010 года. 13:40

Голосистый уик­энд

В конце минувшей недели в Череповце прошли главные спектакли фестиваля «Голоса истории» После окончания спектакля «Посвящение Еве», который прошел на сцене ГДК «Аммофос» в рамках международного театрального фестиваля, исполнитель главной роли Василий Лановой (на фото) получил из рук заместителя мэра Андрея Травникова фарфоровый герб города с просьбой передать его в музей театра Вахтангова. «Чтобы наш город был зафиксирован в географии великого театра», — пояснил зам. мэра смысл подарка. Однако Лановой понял его по­своему: «То есть мы можем воспринимать подарок как официальное приглашение на приезд с большими гастролями?»
В пятницу и воскресенье театралы нашего города имели отличную возможность познакомиться с самобытностью греческой мифологии на языке оригинала, а также с внутренним миром гениального писателя­отшельника, сыгранного народным артистом России Василием Лановым.
После спектакля «Орфей и Эвридика», показанного «Омма­студией» из Греции, двести череповецких зрителей знают, что в аду пахнет мазутом. Для демонстрации царства мертвых греческие актеры использовали зажженные ведра с горюче­смазочными материалами, которые пылали на поляне у барского дома Гальских, где проходил спектакль. Справедливости ради стоит заметить, что ничего подобного в Череповце раньше не было. Гости сделали ставку на танец, понимая, что движение — универсальный язык, а следовательно, стирает все границы. Ориентируясь на знаменитый античный театр, артисты представили историю любви, смерти и воскресения, главными героями которой стали герои греческих мифов Орфей и Эвридика. Преследуемая влюбленным в нее Аристеем, Эвридика наступила на змею и, ужаленная, умерла. Певец Орфей не смирился с потерей супруги и, прихватив некий греческий аналог скрипки, отправился в Аид. После долгих испытаний Орфею удалось­таки выручить Эвридику, но на обратном пути он не сумел устоять перед соблазном обернуться, чем нарушил договор с богиней царства мертвых Персефоной, и его возлюбленная вернулась в Аид. Нехитрую историю греки рассказали весьма затейливым образом — с масками, страшилищами на ходулях и пиротехническими эффектами. Опрос публики после спектакля разделил зрителей на две почти равные части: одним постановка безумно понравилась, другие называли вечер испорченным. Как выяснилось, на оценку во многом повлияло, знали ли зрители сюжет мифа или нет. Проблема была бы снята программками с изложением сюжета, но, полагаясь на хваленое советское образование, авторы об этом не позаботились. Впрочем, из динамиков изредка, перебивая замысловатую греческую музыку, слышались фразы по­русски, но очень нечетко. По окончании спектакля Аид был потушен, артисты сняли маски адских чудищ и были завалены цветами и просьбами сфотографироваться.
Главным событием «Голосов истории» в Череповце, бесспорно, стал приезд спектакля «Посвящение Еве» театра имени Вахтангова. Помимо Вахтангова в ГДК «Аммофос» публику (около 600 человек) посреди летнего и дачного сезонов привели другие фамилии: великого Василия Ланового и Евгения Князева, вошедшего в когорту знаменитостей первой величины после выхода на экраны сериала про Вольфа Мессинга. Диалог этих двух актеров растянулся на два часа, что, впрочем, ничуть не повлияло на занимательность действа. Помимо большого дубового стола и массивных кресел, в которых собеседники могли бы спокойно засесть на все сценическое время, режиссер водрузил на подмостки лестницу под самый «купол» театра, дабы усилить энергетику спектакля. Каждый из героев совершил не менее десятка восхождений на верхотуру. Эмоциональных взлетов и падений было в разы больше. Лановой и Князев насытили диалог шекспировскими эмоциями, превратив его в нечто вроде словесной дуэли. При этом партнеры не ограничиваются вербальным общением, а разнообразят его стрельбой из ружья, хватанием друг друга за грудки, беготней вокруг стола и лестницы с криками «убью!!!» Обстановка закипает с первых секунд появления журналиста Эрика Ларсена (Князев) в доме писателя­отшельника Абеля Знорка (Лановой). Первый приехал брать интервью у второго. Собеседники начинают ругаться с первых слов, что поначалу выглядит нелогичным, но потом выясняется, что Ларсен никакой не журналист, и им есть что делить. А именно — женщину, в которую оба влюблены и которая умерла десять лет назад. Одной из центральных тем спектакля стали философские рассуждения писателя о сущности любви и взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые завели его на одинокий остров в Норвежском море. Василий Лановой произносил свои убийственные, но очень убедительные рассуждения о выдуманности влюбленности и всесильности плоти с таким правдоподобием и азартом, что невольно закрадывалась мысль: под восемьдесят Лановой наконец­то напал на пьесу, соответствующую его убеждениям. А роли влюбленных в «Алых парусах», «Офицерах» и «Анне Карениной» не более чем актерское притворство.
Герои то и дело говорят о холоде, царящем на острове и в доме Знорка, меж тем в зале ГДК «Аммофос», напротив, было слегка душновато. Артисты настоятельно попросили администрацию дворца не отвлекать их от актерской игры шумом работающего кондиционера. Впрочем, необходимый компромисс между климатом и шумом был найден.

Сергей Виноградов №116(22770) 29.06.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»

Последнее в рубрике

Арт-пространство FABRICA приглашает на интересный разговор о Василии Белове

5 ноября Ксения Соколова - научный сотрудник музея-квартиры писателя прочитает лекцию «Василий Белов и его время»