24 июня 2010 года. 08:41

В погоне за ветром и модой

В этом году несколько предприятий «Российской Стали» отметят юбилеи: 55 лет исполнится Череповецкому меткомбинату, 45 — Череповецкому сталепрокатному, 20 — ЗАО «Фирма «СТОИК». Этим датам газета «Череповецкий металлург» посвятила свой проект «По волнам нашей памяти». Разные периоды «частной» жизни города металлургов восстанавливались по воспоминаниям тех, кто строил, и тех, кто работал и работает на комбинате. Предлагаем вашему вниманию очередную публикацию из проекта «По волнам нашей памяти». Прошлый спецвыпуск «По волнам нашей памяти» был посвящен жизни периода 60­х. Как оказалось, память о том времени неисчерпаема, как и изменения, которые принесло это десятилетие. И мы решили дополнить рассказ о нем очередными воспоминаниями. Об увлечениях, которые, впрочем, определялись природой здешних мест. О тех новшествах, которые привнесла в жизнь открывшая окно в мир хрущевская «оттепель». Об изменениях, которые происходили в быту то ли под благотворным, то ли под тлетворным влиянием Запада. Для кого как!
В шестидесятых автомобиль был еще большой роскошью. Гораздо большее распространение получили мотоциклы. И тогда же в Череповце начался лодочный бум. До начала этого десятилетия лодки были исключительно деревянные. Оборудованное пятисильным моторчиком, который тихо постукивал, такое суденышко медленно скользило по воде — в точности как калоша. В 60­х оборонка, частично перешедшая на мирные рельсы, начала двигать вперед моторостроение. Появились 10­ и 15­сильные моторы «Ветерок». Примерно в это же время Казанский авиационный завод предложил первые дюралевые лодки­казанки. Это плоскодонное судно, если его оборудовать мощным мотором, было чрезвычайно опасно: резкий поворот — и лодка запросто переворачивалась.
Борис Максимович Филатов, пускавший в строй все мартеновские печи, высочайший профессионал в области теплотехники и заядлый лодочник, рассказывает, что настоящий прорыв в моторостроении произошел, когда пензенский и свердловский заводы приступили к производству «Вихря» мощностью 20 «лошадок». Достойную пару сильным моторам составлял новый, более устойчивый и совершенный тип дюралевых лодок — «Прогресс». При использовании «Вихря» такое маломерное судно можно было вывести на глиссирование: корпус лодки поднимался высоко над водой, сила трения резко снижалась, и это позволяло развивать скорость до 40 км в час. По воспоминаниям Б.М.Филатова, первым человеком, который в таком режиме лихо промчался по Шексне, был мастер­тепло­техник мартена Вячеслав Доброхотов.
Маломерный флот в те годы стал чем­то очень объединяющим — больше, чем мужской клуб. Чувство сплочения усиливало желание усовершенствовать свои плавсредства. Те, кто мало что в этом понимал (их назвали бы теперь «чайниками»), на этой почве нещадно ломали моторы. Ну а прошедшие через такую беду прислушивались к знатокам. И начинали, к примеру, возить с собой баночки со спиртом, чтоб завести холодный мотор. Кроме того, внимательно читали передаваемый из рук в руки журнал «Катера и яхты», который «подогревал» всесоюзное движение по усовершенствованию движков. На его страницах происходил регулярный обмен мнениями и опытом среди любителей и профессиональных конструкторов. Многие советы переписывались в тетради.
Лодки были мужской страстью. По отношению к ней жены обладателей субмарин делились на две части. Одни страсть супруга полностью разделяли. Постепенно выработался тип женщин­товарищей. Они умели все: и костер разжечь, и палатку поставить, и порулить, если муж устал. И на камбузе у них был полный порядок. Другие смотрели на увлечение мужа со стороны — спокойно, зная, что он вернется домой, скорее всего, с богатыми водными или лесными дарами, довольный и ласковый.
Дары (грибы, ягоды, рыба) компенсировали отсутствие мужского внимания. И наверняка привозились с хорошим запасом. Б.М.Филатов, к примеру, был свидетелем редкого явления: летом 1967 года на протяжении большой акватории Рыбинского водохранилища — от Раменского до так называемого 45­го острова — вся вода «кипела» от рыбы. Видимо, тогда, как поясняет Борис Максимович, был благоприятный для малька год. Вспоминается Б.М. Филатову одна удачная рыбалка на блесну: он двадцать минут «вываживал» огромную щуку. Потом, когда рыбе отрубили голову, — ужаснулись: меж открытых челюстей запросто входила человеческая голова. А щука оказалась вкусной.
Тогда у лодочников начинали зарождаться их фирменные обычаи. Начало одному положили мартеновцы. Несколькими лодками они выезжали на широкие просторы Шексны, цепляясь носами­чалками, становились на якорь «в звездочку», пили стременную и устремлялись дальше. За Федосовым мысом, где «лисьих хвостов» мартена уже не видно, приходило полное осознание: заботы позади, впереди — отдых! И на свете только ты, лодка и море!
В 60­е все чаще стали заговаривать о моде. Война ушла в прошлое — и женщины, равно как и мужчины, перестали носить костюмы и пальто, напоминающие кители и шинели. Общий характер одежды вновь начал приобретать мягкость и элегантность. Несмотря на то что в городе уже появились крупные магазины с одеждой, было принято платья и костюмы шить на заказ, особенно если речь шла о праздничных нарядах, таких, к примеру, как свадебные. Гипюровое с длинными рукавами платье, под которым строгий чехол из хлопка — это для невесты, костюм из коверкота или китайской шерсти — для жениха. В таких нарядах блистали череповецкие молодожены 60­х, и среди них родители моей подруги. Трогательно до слез: вот уже в течение более 40 лет бережно хранится в этой семье белое свадебное платье.
Одеваться в то время было принято по понятиям «просто» и «скромно». Тот, кто выделялся из общей массы, сразу попадал в категорию стиляг. Любой намек на усложненность рисунка или изысканность ткани связывался с мещанством, барством или праздностью. Обтягивающие брюки­дудочки, тяжелые ботинки на толстой подошве, громадный пиджак, бабочка, взбитый кок мужской прически были предметом карикатур. Однако продвинутая молодежь мечтала именно о таких стильных вещах.
Особого разнообразния одежды в магазинах 60­х не было. И даже китайские вещи, поставки которых в Советский Союз едва­едва начались в это время, воспринимались как что­то невероятно модное и красивое. Достать китайскую кофточку в Череповце было практически невозможно, привозились подобные вещи из командировок. «В середине 60­х я была в командировке в Днепропетровске, — вспоминает Лидия Ивановна Дьякова (ветеран ЧСПЗ), — где купила черный джемпер китайского производства с белыми полосами и алой розой. Форму и краски он, конечно, потерял после первой стирки. И надевать его, кроме как в лес, уже больше никуда нельзя было».
Где­то в середине 60­х в гардеробе череповецких модников появляются темно­синие итальянские плащи­болоньи. У итальянцев этот материал использовался для рабочей одежды. Наших он покорил своей новизной и тем, что в сложенном виде одежда из него почти не занимала места. В общем, каждый уважающий себя человек должен был иметь подобный плащ.
Многие модные тенденции приходили к нам с Запада, прежде всего благодаря кино. Через художественные фильмы в моду вошли «кон­ский хвост», прямые длинные светлые волосы (как у Марины Влади в фильме «Кол­дунья»), высокие прически со множеством локонов. «Сотворив такие в парикмахерской, мы потом ходили по целой неделе, — вспоминает Лидия Дьякова. — Спали на валиках, чтобы не испортить. И когда было уже невмоготу терпеть, да и внешний вид становился не ахти, только тогда мыли головы».
Благодаря знаменитой ББ (секс­символ того времени Брижит Бардо) в моду вошли «бабетты». Французская звезда перевернула всю советскую парикмахерскую науку. Чтобы сделать «бабетту», нужно было начесать волосы, придать нужную форму и закрепить лаком. На какие только ухищрения не приходилось идти. Ведь в то время в череповецких парикмахерских не было специального лака для волос, и местные умельцы, к примеру, творили его… из мебельного, разбавляя одеколоном.
Кстати, одеколон был в основном двух видов: «Шипр» — для тех, кто зарабатывал побольше, и «Тройной» — для всех остальных.
Женский парфюм особым многообразием, конечно, не отличался. «Красную Москву» обожала не только мама героини фильма «По­кровские ворота», но и череповецкие дамы разного возраста, о знаменитых духах «Шанель № 5» большинство из них знало только пона­слышке.
Хуже всего в череповецких магазинах было с обувью. Торговля предлагала только продукцию фирмы «Скороход». Без проблем можно было купить изделия пошива местной фабрики обуви. Но о стильном дизайне и разнообразии приходилось в основном мечтать. Поэтому при малейшей возможности ездили в Москву. «Как­то целый день пришлось отстоять очередь в ГУМе, чтобы купить чешские босоножки, — рассказывает Лидия Ивановна. — Зато какое это было счастье: ходить в удобной и красивой обуви на зависть окружающим».

Ирина Догадина, Наталья Новикова №113(22767) 24.06.2010

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

Последнее в рубрике

Электрические китайские автомобили приходят на смену бензиновым

На смену бензиновым и дизельным внедорожникам, символизировавшим мощь, независимость и свободу передвижения, приходят современные электромобили.