23 июня 2010 года. 18:19

Дотянуться до звезды

По указу сверху всем гостиницам присвоят категорию звездности В скором будущем европейские туристы, задумав посетить какой­нибудь российский город, к примеру Череповец, смогут «ориентироваться по звездам». Правительство страны, намереваясь максимально приблизить наш гостиничный бизнес к международным стандартам, вводит новую систему классификации, при которой каждая гостиница, дабы иметь право работать, обязана получить звездную категорию. Но чтобы на вывеске сияло хотя бы три звезды, нужно выполнить длинный перечень требований. Череповецкие гостиницы готовятся к этому нововведению.
Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ утвержден новый порядок классификации объектов туристской индустрии, согласно которому гостиницам будут присваиваться категории звездности (от одной до пяти звезд). Чтобы получить желаемое количество звезд, гостиница должна отвечать установленным для данной категории требованиям, а также набрать определенное количество баллов по специальной шкале. Для гостиниц разных типов разработана отдельная шкала оценки. Например, отель четыре звезды и выше в обязательном порядке должен иметь кондиционеры во всех помещениях, внутреннюю радиотрансляцию, время ожидания лифта не может превышать 30 секунд и т. д. В один балл, к примеру, оценивается наличие факса и e­mail. По два балла прибавят за парикмахерскую и фитнес­зал. Для того чтобы получить четыре звезды, гостиница, имеющая более 50 номеров, должна набрать минимум 100 баллов. Если номеров меньше — достаточно 60 баллов.
Все гостиницы — независимо от того, на какую категорию они претендуют, — должны иметь багажную комнату, сейф, аптечку, аварийные аккумуляторы или фонари, лифт (в зданиях выше 5 этажей), освещаемую вывеску, в каждом номере — телефон или кнопку вызова персонала.
В целом утвержденные в новой системе классификации критерии оценки соответствуют рекомендациям Всемирной туристической организации, поэтому иностранный турист, забронировавший для себя номер в провинциальной трехзвездочной гостинице, не должен обмануться в ожиданиях.
— Сейчас далеко не все гостиницы в стране соответствуют тому уровню, о котором туроператоры заявляют на сайтах в Интернете, что приводит к неприятностям. При этом повлиять на ситуацию «сверху» невозможно из­за отсутствия административного рычага, поскольку до сих пор процедура присвоения звездности не была обязательной, — говорит директор гостиницы «Арм Премьер Отель» Иван Костров. — Новая система вводится для того, чтобы упорядочить работу на гостиничном рынке по всей стране и приблизиться к действующим в Европе стандартам. Это хорошо. Звездочки дают клиенту гарантию того, что заявленный уровень отеля соответствует действительности.
«Арм Премьер Отель», кстати, единственная в области гостиница, которая попыталась заполучить звезды, когда действовала прежняя система классификации. По заключению аккредитованного специалиста, который провел предварительный аудит, гостиница могла претендовать на три или четыре звезды. Аккредитация не была доведена до конца, поскольку зашла речь о введении нового порядка классификации.
Сейчас в Череповце насчитывается не менее 14 постоянно дей­ствующих гостиниц — с количеством номеров от пяти до ста и более. По оценке специалистов, многие из них могут рассчитывать на три звезды, не делая значительных вложений дополнительно. В том числе и потому, что требования, вводимые новой системой классификации, менее жестки в сравнении с дей­ствовавшими прежде. Видимо, тем самым авторы документа решили компенсировать главное его требование — обязательность прохождения аккредитации на звездность. До сих пор она осуществлялась добровольно, но услуги организаций, присваивающих звезды, стоили очень дорого, поэтому получили их лишь 4 % гостиниц от общего числа существующих в стране.
Будет ли теперь процедура аккредитации платной и какова будет ее стоимость, пока неизвестно. Приказ об утверждении новой системы подписан в начале июня, и формально он уже вступил в силу, но фактически начнет действовать только после того, как появятся сопутствующие нормативные акты о сроках прохождения аккредитации, организациях, которые получат полномочия оценивать гостиницы и присваивать им категории, и др. Кроме того, и сам порядок классификации, несмотря на то что уже утвержден, еще подвергнется корректировке.
— В том варианте, в котором сейчас существует этот документ, прохождение процедуры на присвоение звездности будет обязательным требованием для работы каждой гостиницы, независимо от ее размера. Но в министерстве говорят, что документ еще сырой и будет дорабатываться, поэтому утверждать что­либо однозначно я не берусь, — говорит Эльвира Королькова, главный специалист областного департамента международных, межрегиональных связей и туризма. — В министерстве нам пока не дают детальных комментариев, рекомендуя отслеживать информацию на их официальном сайте по мере ее появления.
Можно полагать все­таки, что в вопросе обязательности — добровольности получения гостиницами звездной категории министерство свою позицию не изменит. Оно настаивало на обязательности этой процедуры еще на стадии обсуждения законопроекта о новой системе классификации. И акцентировало на этом внимание прессы сразу после подписания приказа. «Гостиница, которая не будет классифицирована по этому документу, работать не сможет, — отмечали федеральные чиновники. — Это общемировая практика, согласно которой нормативные акты не запрещают деятельность, а определяют условия, при которых эта деятельность может быть осуществлена».
На днях областной департамент по туризму провел совещание с представителями гостиничного бизнеса, на котором ознакомил их с новым документом. Паники, как отмечает Эльвира Королькова, не возникло.
— Для развития туристической отрасли очень важно, чтобы все российские гостиницы соответствовали международным требованиям. С этим я полностью согласна, — говорит директор гостиницы «Единство» Ольга Сорокина, принявшая участие в совещании. — И если аккредитация на звездную категорию станет обязательной, мы готовы ее пройти. Если же нет — то чуть отложим эту процедуру, до окончания реорганизации предприятия. В первую очередь нам хотелось бы привести гостиницу в порядок. Сейчас, откровенно говоря, мы можем рассчитывать только на две звезды.

ТАТЬЯНА ТИХОНОВА №112(22766) 23.06.2010

Источник: Газета «Речь»