18 июня 2010 года. 08:45

Мигрант за стенкой

На восьмом десятке лет жительница коммуналки в доме на ул. Вологодской, 10, «баба Надя» — так зовут ее соседи — узнала слово «гастарбайтер». Лица из стран ближнего зарубежья — так корректно называет тех же людей участковый милиционер Дмитрий Тамазов. Он теперь — единственная надежда для бабушки, которую приезжие строители довели до того, что она боится выйти из своей комнаты даже в туалет. О страданиях пожилой женщины хорошо знают все соседи. Они и обратились в милицию.
— Они устроили там настоящий притон, раньше их было восемь человек в двух комнатах, сейчас точно не знаем, — переживает жительница квартиры напротив Наталья. — Буквально вчера ночью из­за них начался пожар, дым шел. Так они и нам двери не открыли, и ее из квартиры не выпускали. Мы боялись, что она там задохнется. Они и сейчас, наверное, там, но они вам просто не откроют, а бабушка поди спит после этой ночи. Вы представьте, они ее довели до того, что она даже в туалет ходит у себя там в ведро. Боится выйти! Были случаи, что били ее. А у кого ей защиты искать?
Завидев собравшихся у дверей людей и милиционера в форме, на помощь постепенно подтягиваются и другие соседи.
— Нужно ей в окно постучать, авось проснется и откроет! — советует мужчина с верхней площадки.
Через 20 минут стучания в окно и в дверь бабушку удается разбудить.
— Я думала — умру с ни­ми, — только и может промолвить уставшая старушка.
Соседние с бабушкиной комнаты закрыты: на одной висит замок, на второй вместо запора — белая тесемка. В щелку видно, что оба помещения пусты. Рядом с дверями — нехитрый и очень грязный строительный инструмент: деревянные приспособления для выравнивания стен и жестяные ведра. В помещении стоит острый запах протухшей пищи, горелой проводки и мочи.
— Не волнуйтесь, сегодня вам лучше отдохнуть, — говорит бабушке участковый. — Обязательно примем меры.
— Уж примите! — подключаются соседи.
По их словам, раньше в квартире жил дед, а после его смерти комнаты отошли по наследству родственнице, которую никто уже давно не видел.
— Мы пытались выйти на собственника, чтобы это прекратилось, но бесполезно, — машет рукой На­талья из соседней квартиры. — Одни уезжают, другие заезжают, а к бабушке все одинаково относятся.
Отсутствие «простоев» в аренде жилья и специализация исключительно на гастарбайтерах наводят жильцов на мысль о том, что комнаты сдаются по отлаженной системе.
— Да, вполне возможно, что это происходит через агентство недвижимости, — констатирует президент Череповецкой ассоциации риелторов Юрий Румянцев. — Как правило, граждане, которые самостоятельно сдают квартиры, категорически отказывают лицам южной национальности. Снять квартиру таким образом гастарбайтерам крайне тяжело. Здесь вопрос в том, как агентство подходит к проверке своих клиентов. Ее либо не проводят, либо здесь недобросовестен сам клиент. Мне известны, например, случаи, когда договор заключался с семейной парой, а потом собственник приходил через какое­то время проверить жилье и обнаруживал, что в его квартире устроен притон и заселены проститутки.
По словам председателя НП «Развитие управляющих компаний» Сергея Васюнова, управляющие компании не имеют прямых механизмов воздействия ни на неблагонадежных арендаторов, ни на собственников, которые сдают им квартиры:
— В случае, о котором идет речь, схема должна, по идее, выглядеть так: сама бабушка или соседи пишут заявление в управляющую компанию, а она направляет его в миграционную службу. Проводится выездная проверка и принимаются меры вплоть до депортации этих граждан. Но ведь может оказаться и так, что у этих людей все миграционные документы в порядке, а без регистрации закон позволяет жить в квартире до трех месяцев. На собственников повлиять не менее тяжело, так как для того, чтобы налоговая инспекция могла предъявить претензии, нужно доказывать факт оплаты съема жилья. Обе стороны могут заявить, что это происходит безвозмездно.
Пока единственная надежда бабы Нади — ее соседи и участковый. Дмитрий Тамазов признает, что найти управу на постоянно меняющихся квартиросъемщиков будет непросто.
— Не вступайте с ними в конфликт, сразу звоните 02, как только они начнут буянить. Важно зафиксировать факт нарушения, — на­последок проинструктировал соседей участковый.

Андрей Ненастьев №109(22763) 18.06.2010

Источник: Газета «Речь»